ТАКАЯ РАЗНАЯ ЭРГОНОМИКА

Алексей Долецкий

Работникам клавиатуры и мыши посвящается.

 

Что это?

Эргономика – этот термин был принят в Англии в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 20-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование – «исследование человеческих факторов», а в ФРГ – «антропотехника», но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

Определений этого, становящегося популярным слова, – много. Одним из наиболее полных является следующее: «Эргономика – научно-прикладная дисциплина, занимающаяся изучением и созданием эффективных систем, управляемых человеком. Эргономика изучает движение человека в процессе производственной деятельности, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах работ». Оптимизацией труда занимались и раньше, и сейчас специалисты разных направлений (гигиенисты, физиологи, психологи и др.), поэтому эргономика объединяет и дополняет знания, накопленные в других областях.

Эргономика подразделяется на микро-, миди- и макроэргономику.

Макроэргономика занимается исследованием и проектированием систем «человек-общество», «организация-система организаций».

Мидиэргономика изучает системы «человек-коллектив», «коллектив-машина», «человек-сеть», «коллектив-организация».

Микроэргономика посвящена разработкам на уровне «человек-машина».

Имеются два принципиальных подхода в эргономике: приспосабливание человека к работе и приспосабливание работы к человеку. Это отнюдь не одно и то же. Если в первом случае во главу угла ставится эффективность, то во втором решающим будет удобство (этот подход перекликается с другим направлением – Usability Enginneering, которое для краткости часто называют «юзабилити»). Это вовсе не значит, что высокоэффективная система обязательно будет неудобной, а удобная система – неэффективной. Дело просто в расстановке акцентов.

Кому это надо?

Все уже знают, что мониторы могут при определённых условиях оказывать пагубное воздействие на зрение. Большинству также известно, что при соблюдении ряда правил (см., например, статью «Monitor'инг качества жизни» в этом же номере) этот вред будет едва ли большим, чем от чтения книги. Однако немногие пользователи (судя по тематике публикаций, обсуждений в форумах) задумываются о других, порой неблагоприятных, аспектах взаимодействия человека и компьютера.

Лирическое отступление (а как «у них»)

Федеральный стандарт США[1] от 2001 г. требует, чтобы каждый работодатель был готов предоставить своим работникам основные сведения о том, какие нагрузки могут оказаться опасными для их здоровья и привести к таким заболеваниям, как синдром лучезапястного канала (так называемый «карпальный тоннельный синдром»). В ответ на обращение работников, испытывающих подобные нагрузки, работодатель обязан разработать полную программу претворения в жизнь требований эргономики, которая должна предусматривать:

·        назначение ответственного за вопросы эргономики и извещение персонала об опасных нагрузках;

·        анализ факторов риска на конкретном рабочем месте и управление ими с последующим распространением опыта такого управления на все рабочие места, где сотрудниками выполняется аналогичная работа;

·        обучение персонала, которое должно начинаться не позднее, чем через 90 дней со дня получения работниками должностных инструкций, и повторяться каждые три года;

·        привлечение профессионалов в области здравоохранения для оценки ситуации и наблюдения за её последующим развитием, а также для наложения ограничений на выполнение работ, небезопасных с эргономической точки зрения, до устранения неблагоприятных для здоровья факторов;

·        пересмотр программы по эргономике не реже чем раз в три года;

·        ведение регистрационных записей на бумаге или в электронной форме и их хранение в течение трех лет (для компаний со штатом 11 человек и более).

 

Микроэргономика, или «компьютерные вредности»

Основными факторами, отрицательно влияющими на здоровье при работе за компьютером, как и при любой сидячей работе, являются следующие[2]:

1.               Малоподвижность (гиподинамия).

Длительное нахождение в любом, даже самом удобном, положении ведёт к застою крови во внутренних органах, лимфатических сосудах, капиллярах и венах конечностей (особенно ног), а также к повышенной нагрузке на одни и те же части опорно-двигательного аппарата. Если это повторяется изо дня в день и из месяца в месяц, формируется малоподвижный образ жизни, «отмеченный» атрофией неработающих мышц, болями в спине, постепенным накоплением подкожной жировой клетчатки – ожирением. Всё это, конечно, здоровья не прибавляет.

2.               Длительно повторяющиеся однообразные движения.

Они могут вести к физическому повреждению суставов и сухожилий. Когда кисть малоподвижна и напряжена долгое время, в ней происходит застой крови и замедляется снабжение тканей кислородом. Происходит отёк, карпальный тоннель (канал на ладонной поверхности запястья, внутри которого проходят сухожилия и нерв) сужается и сжимает нерв. В результате появляется боль, особенно ночью и рано утром, в пальцах ощущается покалывание или онемение. У людей, которые долго напряжённо держат мышь, возникает эпикондилит локтевого сустава. Раньше такое заболевание считалось профессиональным среди теннисистов, поэтому оно получило название «локоть теннисиста». Сейчас можно говорить о «локте программиста». Однако вредным воздействием обладает не только усталость тех групп мышц, которые эти движения выполняют, но и образование устойчивых очагов возбуждения ЦНС с торможением других её участков, что приводит к повышенной утомляемости, снижению работоспособности.

«Мышь» может больно «кусаться»

Сперва появляется ощущение, будто мурашки бегут по руке, потом всю руку до локтя пронизывает острая боль, затем рука немеет. Так описывают «мышиный укус» пациенты доктора Эмиля Паскарелли из Колумбийского университета (США), в основном – люди, имеющие дело с компьютерной графикой. Им приходится чуть не тысячу раз на дню производить однообразные мелкие движения рукой - нажимать на «мышку». Новый компьютерный недуг уже получил название: Repetitive Strain Injury (хроническое растяжение сухожилий травматического характера), сокращенно - RSI.

3.               Переутомление глаз («компьютерный зрительный синдром»).

Оно возникает по трём различным причинам: «сухой глаз», спазм аккомодации, утомление сетчатки и коры больших полушарий[3].

4.               Электромагнитное излучение

С ростом компьютерной культуры переходит из разряда главной страшилки на второй план (конечно, при соблюдении установленных в СанПиНе[4] требований).

5.               Шум.

Считается, что уровень шума, издаваемого современным компьютером, невелик (обычные источники звуков – всего 3 вентилятора, винчестер, CD/DVD-привод, принтер). Однако при необходимости умственной концентрации, выполнения творческой работы этот фактор становится весьма раздражающим, приводя к повышению утомляемости, снижению внимания.

6.               Долгое пребывание в замкнутом, а ещё хуже – душном и прокуренном помещении.

Можно, конечно, написать о том, что в душных помещениях люди чаще заражаются простудными заболеваниями, что от недостатка кислорода в воздухе к концу дня болит голова и работоспособность на нуле, что в лёгких курильщиков скапливается столько пыли, что их (лёгкие) не берёт скальпель… Но ведь компьютеры здесь ни при чём.

 

Как с этим бороться

«Правильные» мышки, клавиатуры и кресла (а с подачи компании Personal Computing Environments – даже «персональная компьютерная среда» (на фото)) – всё это понятно и более-менее доступно. Тем более что эргономика выходит на первый план как дополнительное качество продукта, которое можно продать. Однако даже в эргономически оптимальных условиях некоторые могут испытывать мышечное напряжение в конце рабочего дня. Причиной этого является неспособность части людей постоянно контролировать свою позу. При работе за компьютером такие люди часто поднимают плечи, вытягивают шею, склоняются над клавиатурой. В подобном случае можно получить навыки самоконтроля с помощью биологической обратной связи – особого вида обучения, позволяющего человеку «научиться слушать» своё тело (что особенно приятно, сделать это можно не отходя от компьютера). При этом обеспечивается произвольная регуляция большинства физиологических показателей, в том числе и степени напряжения мышц, с последующим закреплением данной способности в виде стереотипных действий[5].

И, наконец, для борьбы со всеми факторами, ослабляющими здоровье при работе за компьютером, надо хотя бы раз в час устраивать перерывы. Если вы курите и нет желания/силы воли бросить, то хотя бы делайте это в другом помещении – это и небольшая разминка, и забота о «кремниевом друге».

 

Субъективная удовлетворённость

Удовлетворённость работой, в отличие от вышеперечисленного – процесс сугубо индивидуальный, не поддающийся измерению и стандартизации. Тем не менее, её отсутствие также приводит к раздражительности, повышенной утомляемости и рассеянности внимания (которую часто принимают за снижение памяти, забывчивость), что требует больших усилий для поддержания работоспособности. Поэтому она также попадает «в поле зрения» эргономики. Субъективная удовлетворённость складывается из многих составляющих. Ниже приведены лишь некоторые из них.

Субъективное восприятие скорости работы

Она напрямую зависит от уровня активности пользователя, так что субъективная длительность последовательности действий всегда ниже такой же по времени паузы.

Классический пример произошел в Нью-Йорке в 1930 году, когда пользователи нового офисного здания постоянно жаловались на долгое время ожидания лифтов. Приглашённые инженеры выяснили, что нет никакой возможности ни ускорить лифты, ни увеличить их число или вместимость. Тогда пригласили дизайнера, который смог решить проблему размещением зеркал на стенах площадок для ожидания лифта. Теперь люди были заняты рассматриванием себя и окружающих в множестве отражений. Их мозг был полностью занят, а время летело[6].

Интересно, что хотя мышь была разработана для облегчения и ускорения работы пользователей, использование клавиатуры субъективно происходит быстрее (не в этом ли причина превознесения идеологии Unix с его интерфейсом командной строки?).

Вероятность стрессовых ситуаций

Невозможно полноценно работать с системой, которая по несколько раз за день тебя ругает. Поэтому для многих (особенно начинающих) пользователей сохранить спокойствие в борьбе с вечно новыми ошибками разных известных программ – довольно трудная задача. Недаром в руководствах по эргономическому проектированию (например, http://www.mediaterra.ru/ui/un2_quality.htm) рекомендуется отказаться от сообщений об ошибках. Если программа знает, что человек ошибся – значит, в большинстве случаев она знает и как сделать правильно. Почему бы тогда ей не сделать нужное действие самостоятельно, не выставляя пользователя неумехой? Правда, при создании «умных» программ важно не переборщить, не показывать пользователю, что его мнение о необходимых действиях программы никого не интересуют. Простой пример подобной гиперопёки – функция автозамены в Word’е. Часто бывает проще отключить её вообще, чем вручную править все разногласия. А ведь достаточно установить в программе отключение данной функции, скажем, после 3-х отмен, чтобы программа стала лучше приспособлена под предпочтения различных людей.

Эргономичный интерфейс

Изначально эргономика задумывалась как некая гуманистическая составляющая науки о предметах, призванная сделать общение людей с техникой более комфортным и производительным. В настоящее время этому мешают традиции и стереотипы. Так, вероятно, по традиции или из-за стремления сэкономить на цене комплектующих (а чем ещё объяснить?) большинство компьютеров имеют USB-разъём сзади, что при распространении внешних носителей (особенно флэш-драйвов) с данным интерфейсом вынуждает часто выполнять танцы вокруг компьютера, либо портить интерьер дополнительными проводами. IBM отмечает, что кнопки управления телефоном и карманным калькулятором имеют разное расположение клавиш, что является недостатком, провоцирующим возникновение ошибок[7]. Почему не исправить? Нельзя – сложились традиции.

 

Мидиэргономика, или «СГОРЕЛ НА РАБОТЕ»

В начале семидесятых годов ушедшего века американские психологи обратили внимание на то, что у некоторых людей после нескольких лет, казалось бы, «непыльной» работы состояние меняется как при тяжёлом стрессе. Уровень психоэмоционального напряжения, с которым мы живем сегодня, выше, чем был столетие назад. В последнее время стресс стал одним из наиболее серьёзных неблагоприятных факторов работы.

Немного скучных цифр

Данные, приведённые Европейской Комиссией (Guide to work-related stress, 1999), показывают, что больше половины из 147 миллионов европейских рабочих трудятся в условиях стресса. Больше трети из них не имеют свободы планировать свои задачи. Кроме того, 45 % утверждает, что они выполняют монотонные задачи, а 50 % недовольны частым совершением повторных действий.

Вероятно, эти причины напряжения внесли вклад в характер заболеваний: 13 % рабочих жалуется на головные боли, 17 % – на мышечные боли, 30 % опрошенных имеют боли в пояснице, 20 % – немотивированную усталость.

Это происходит не потому, что жизнь тяжелее, но из-за новых типов стрессоров, с которыми мы должны справляться. Одним из них является фактор времени.

Организационная зависимость

Стремление увеличить производительность, уменьшая временные издержки, существует с зарождения человеческого общества. В современном офисе оно особенно заметно, поскольку на рутинных операциях «самым слабым» звеном является пользователь, скорость работы которого намного ниже производительности компьютера. Но уменьшение времени, необходимого для каждого индивидуального движения, помещает оператора перед новым набором ограничений.

Во Франции около 10 лет назад врачи начали находить корреляцию между появлением у служащих признаков околосуставного поражения и введением качественных и/или количественных изменений в их рабочие действия. Некоторые из этих изменений постепенно лишили служащих свободы выбрать время перерыва, изменять их рабочий темп или количество выполненной работы, и свободы работать независимо от быстродействия машины или темпа коллег. В результате появилось то, что известно как «организационная зависимость». Французское эпидемиологическое исследование выявило, что люди, считающие себя высоко зависимыми, в 3,56 раза чаще страдают из-за запястного туннельного синдрома, чем те, кто имеет низкий уровень «организационной зависимости»[8].

Другой особенностью связанной с компьютером работы является прямое или косвенное взаимодействие с большим количеством людей, от которых многое зависит – распорядок дня, сроки выполнения работы и частота их смены, да и просто настроение. Если вдобавок к высокому темпу работы и действию описанных ранее «компьютерных вредностей» имеются напряжённые отношения с коллегами – Вы имеете готовый рецепт стресса.

Служебное преследование

8-10 % Европейских служащих страдают от преследования на работе. Как одиночный эпизод при положительном в целом социальном климате, такие действия могут даже быть безобидными. Однако, когда поведение коллег, которое воспринимается как нежелательное, повторяется систематически и непрерывно, это становится серьёзной проблемой.

Часто преследование происходит внутри организации, которая разрешает такие виды поведения. Обидчик должен чувствовать свою безнаказанность, или иметь поддержку (по крайней мере, неявное разрешение) старших, чтобы вести себя подобным способом. В некоторых организациях авторитарный стиль руководства может быть частью организаторской практики.

«Большой Брат» в офисе все расскажет боссу

Жизнь работников современных офисов, и без того нелегкая, скоро может стать ещё более напряжённой из-за постоянного контроля специальных датчиков и компьютерных программ. Проект американских учёных под названием Mentor/Pal позволит создать такие условия в офисе, что компьютер будет сообщать работникам о том, что они слишком много разговаривают или пьют кофе, или же слишком плохо спали ночью. Естественно, те же сообщения будут дублироваться боссам компаний[9].

 

Макроэкономика, или «большое видится на расстоянии»

В настоящее время наблюдается глобализация рынка рабочей силы. Данному процессу способствует как специфика ряда современных специальностей, не требующая физического присутствия человека на определённом месте, так и развитие телекоммуникационных технологий. С одной стороны, это создаёт большую конкуренцию среди нанимателей – становится проще и найти работодателя и взаимодействовать с ним. Регулярная смена рабочих мест иногда даже становится своеобразным показателем престижа. Например, в Англии хороший специалист, как правило, меняет работодателя не менее 1 раза в 4 года. С другой стороны – возможность использовать более дешёвую рабочую силу из стран Азии, Восточной Европы и бывшего СССР. Кроме того, для людей, не имеющих фиксированного рабочего места, не разработаны эргономические нормы. Кто будет проверять, в каких условиях работает человек дома?

Что дальше?

«Соль жизни или поцелуй смерти» – так охарактеризовал работу профессор психосоциальной медицины каролинского института Л. Леви[10]. Чем она станет для конкретного человека – зависит от того, насколько эргономичным будет его деятельность. В настоящее время большинство крупных предприятий обучает служащих, как использовать программное обеспечение, но они пренебрегают обучением тому, как работать на компьютерах продуктивно, заботясь при этом о своём здоровье. Конечно, рано или поздно ситуация изменится. Уже видны некоторые подвижки. Множатся эргономичные клавиатуры, мышки, мониторы и т.д. Компьютерные программы проявляют всё большую заботу о пользователях. Но, с другой стороны, если расходы на заботу о здоровье сотрудников станут составлять существенные цифры, не начнётся ли вторая волна интереса западных фирм к индийским, российским и другим ИТ-специалистам, чья работа, а главное – здоровье, стоят гораздо дешевле? Всё же, вероятно, пока весь процесс взаимодействия человека с компьютером не стал направленным на заботу о пользователе, лучше руководствоваться принципом «помоги себе сам».



[1] http://www.osha-slc.gov/ergonomics-standard/index.html

[2] Часть из них приведена в статье «Эргономика работы за компьютером - субъективные заметки» (http://ixbt.com/peripheral/ergonomic.html)

[3] См. в этом номере «Monitor’инг качества жизни»

[4] «Российская газета» от 21.06.2003

[5] Собственные изыскания по этому вопросу можно посмотреть на http://ad.neuro.tele-kom.ru/diss.htm

[6] http://www.mediaterra.ru/ui/un2_ch10.htm

[7] http://www.pc.ibm.com/ww/healthycomputing/index.html

[8] http://europe.osha.eu.int/

[9] http://www.cnews.ru/newtop/index.shtml?2004/02/06/154807

[10] http://www.europa.eu.int/comm/employment_social/h&s/publicat/pubintro_en.htm

 

Статья опубликована в журнале Компьютерра № 539 от 20.04.2004


Об авторе | Главная | Улыбнитесь