Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Когда рождаются последние клетки головного мозга?

Памятка для родителей

Автор: Administrator
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Мечта о ребенке всегда рисует такое ангельское создание, которое только и будет умилять вас своим тельцем, улыбками, первыми словами. И вот наступает тот миг, когда на свет появляется такое долгожданное существо. Громким криком он заявляет о своем праве на жизнь. Ручки, ножки на месте. Слезы счастья на глазах матери. Все будет хорошо. Но идиллические мечты о здоровом ребенке и счастливом материнстве далеко не всегда сбываются.

Сегодня нервно-психическое здоровье детей становится одной из главных проблем общества. Родители задают одни и те же вопросы: «В чем причина? Можно ли было предотвратить?».

Нарушения в нервно-психическом здоровье разнообразны. Одни обнаруживаются еще в период внутриутробного развития, другие могут появиться в любом возрасте. Степень выраженности расстройств и их характер так же многообразны: от глубоких поражений центральной нервной системы до отклонений в психологическом развитии, которое чаще считают дефектом воспитания или нарочитой недисциплинированностью ребенка.

Истоки многих расстройств лежат в особенностях внутриутробного развития. К моменту рождения мозг представляет собой хорошо сформированную систему, способную к обучению жизни в обществе. Существует большое число факторов, способных повредить мозг в утробе матери. Развивающийся мозг, впрочем как и мозг в любом возрасте, очень чувствителен к кислородной недостаточностью – гипоксии. Причин внутриутробной гипоксии много. Прежде всего это анемия (малокровие) матери. Переносчик кислорода в организме – гемоглобин. При беременности его уровень снижается, но не должен быть ниже 120 мг/л. Для компенсации кислородной недостаточности оболочки мозга плода начинают вырабатывать избыточное количество спиномозговой жидкости. Она является питательной средой и предохраняет мозг от травм. Но при гипоксии жидкости вырабатывается больше, чем надо, и она начинает сдавливать клетки мозга, что нередко приводит к значительным повреждениям. В период родов пострадавший мозг плода плохо руководит его мышечным тонусом, и такой ребенок получает родовые травмы. Это называется гипоксически-травматическое повреждение центральной нервной системы, сокращенно ГТП ЦНС. Это наиболее частые состояния, последствия которых проявляются в течение всей последующей жизни. Есть и другие повреждающие факторы: плохой кровоток в плаценте, неправильное питание беременной женщины, вирусные заболевания, интоксикации, в том числе кишечными ядами, если женщина страдает запорами. К факторам риска относятся длительные токсикозы как первой, так и второй половины беременности. Ребенок может родиться в состоянии удушения (асфиксии) при затяжных родах, длительной безводном периоде (более часов), при тугом обвитии пуповины вокруг шеи. Такой ребенок может сразу не закричать, что еще больше усиливает повреждение клеток мозга от кислородной недостаточности. 

В младенчестве такие дети беспокойны. Они плохо спят, требуют постоянного укачивания, их не удается спустить с рук. После кормления обильно (фонтаном) срыгивают. Часто выражена потливость головки. Могут быть и более серьезные признаки: дрожание подбородка, дрожание рук. Такие дети склонны к судорогам, которые чаще появляются при повышении температуры (фебрильные судороги).

Нарушение в развитии движений говорит о серьезном поражении нервной системы. Если ребенок не сел к 6 месяцам, не пошел до 1 года, необходимо настойчиво добиваться глубокого неврологического обследования и лечения. Признаками нарушения центральной регуляции мышечного тонуса является также ходьба на цыпочках.

Во всех случаях подозрения на нарушение развития необходимо наблюдение у невролога, комплексное обследование для оценки развития ребенка.

Еще с пятого-шестого месяца внутриутробной жизни у ребенка формируется вкусовой, слуховой, вестибулярный, тактильный и другие анализаторы. Ребенок различает интонации голоса, слышит музыку. Он реагирует на эмоциональное состояние матери. Стресс беременной женщины вызывает у плода мышечное напряжение, беспокойство. Адреналин, который выбрасывается в кровь матери при отрицательных эмоциях приводит к спазмам сосудов плаценты и ухудшению питания плода. Ребенок может родиться с малым весом и повышенной нервно-мышечной возбудимостью.
Сразу же после рождения ребенок познает мир через эмоции. Даже если физиологически здоровый ребенок живет в эмоционально бедной среде, его психическое здоровье под угрозой. Если ребенок видит над собой один и тот же белый потолок, одну и ту же крышку коляски, если на прогулке его лицо закрыто углом одеяла, ребенок становится капризным. Это реакция на информационный голод. Поглощение сенсорной информации для ребенка не менее важно чем материнское молоко. Одной из причин нарушений психического развития детей в домах малютки и в детских домах является информационная бедность среды.
Тэги: дети Просмотров 8635 Последнее обновление 15.08.2016 г.