Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Ваше мнение

Какое лечение выберете Вы:

Сколько процентов мозга мы используем?

Сколько часов в сутки Вы спите?

Подростки мстят за унижения со стороны учителей

Автор: Administrator
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Среди современных психиатров, пожалуй, нет столь убежденного критика российского образования, как Ксения Магнитская. Если бы современная педагогика была дружелюбна к подросткам, мы бы не становились свидетелями такого количества детских суицидов и убийств, считает психиатр с полувековым опытом.

 

Центр "НЕЙРО" #0

Чего не хватило убийце из Петрова Вала?
– Ксения Борисовна, почему современные дети не в пример своим советским «коллегам» жестоки: и к животным, и к сверстникам, и даже к родителям?
– Я считаю, что виной тому, не поверите, уплотнение общества. Большие города делают людей более напряженными и агрессивными. Это не может не отразиться и на наших детях. Прибавьте к этому то, что 75 процентов подростков не вписываются в школьную программу. Современная школа не адаптирована, не заточена, если хотите, под ребенка. Школьник не справляется с заданиями, и учителя вместо того, чтобы помочь, начинают его обвинять, оскорблять, намекать на умственную неполноценность. К сожалению, наша педагогика репрессивна по своей сути – и была, и есть. Естественно, если человеку говорят, что он плохой, он не может с этим согласиться, принять это. Поэтому молодой человек становится перед выбором: либо ответить учителю оскорблением, либо выплеснуть обиду на окружающих. Я всегда задаю своим пациентам-подросткам вопрос: «Как вы отдыхаете?» – «Бьем ботаников…»
– Но ведь в прежние годы такого не было…
– Кто вам это сказал? Очень даже было. Ведь характерная черта подростков – даже если мы говорим о животных – это чрезмерная агрессивность. Молодые звери тоже собираются в группы, пытаются спровоцировать взрослых; а когда не получается – вымещают агрессию друг на друге. Например, молодые слоны, которые не могут подраться с вожаком, идут вытаптывать соседнюю деревню. У людей тоже самое. Не имея возможности ответить на оскорбления педагогов, подростки бьют своих менее сильных сверстников или решаются на более отчаянные поступки – например, идут на кладбище кресты валить. Или взять дикий случай в Петровом Вале Камышинского района области. Там подросток убил двоих сверстников, потому что те не дали ему покататься на велосипеде. Взрослому этот случай не понять. А с детской позиции все довольно просто. Скорее всего, ребенок был чем-то обделен, вот и решил выместить злобу на тех, кто слабее. Повод нашелся очень быстро – у них есть велосипед, а у него нет. Беда еще и в том, что подростки не умеют прогнозировать результат своих действий. Это качество человеческой личности начинает формироваться лишь к 17-18, и окончательно оформляется к 25-ти годам.
– И как вы предлагаете исправлять ситуацию?
– Для начала надо пересмотреть систему конкурсного отбора в педуниверситеты. Пока же в будущие учителя у нас записывают по принципу: не получился специалист – получится педагог. Очень часто эту профессию выбирают люди, которым надо просто самоутвердиться за счет власти над детьми. Именно они потом будут кричать на уроках: «Вы – класс дебилов!» Следующий момент – необходимо скорректировать саму систему образования. Ведь российская школа, при всех ее плюсах, не имеет никакого представления об особенностях детского мозга. Здесь нам бы очень пригодился японский опыт. Там не пытаются всех грести под одну гребенку, каждого оценивают в отдельности, а не в сравнении с другими. Маленького человечка не заставляют заниматься тем, в чем он никогда не будет силен. Если человек – художник, посадите его за компьютер или за мольберт, а если слишком подвижный – отдайте в спортивную секцию.  
 
О детях, которых не должно быть
– То есть современные подростки становятся агрессивными из-за педагогов?
– Не только. Жуткая статистика: более восьмидесяти процентов родов в России – патологические. Это связано и с неразвитой системой акушерства, и с экологией, и с тем, что мама в период беременности травмировала ребенка приемом алкоголя, курением или слишком много работала. Итог – более половины детей живет с нарушениями мозговой деятельности. На эту благодатную почву накладывается не самая лучшая экономическая обстановка и репрессивная система школьного образования. Вот вам и подросток, готовый мстить за унижения.
 
О вечном
– Предлагаю поговорить о прекрасном. Например, о любви. Подростковой любви завидуют многие взрослые – настолько она чиста и нерасчетлива…
– Действительно, молодые люди склонны к идеализации объекта своего обожания, они не хотят искать в нем изъяны. Отсюда воспоминания о так называемой «идеальной» любви. Отношения взрослых другие. Здесь уже вмешиваются выбор между семьей и карьерой и желание иметь детей.
 
Про осень
– Осенняя и весенняя депрессии – это выдумка или научно доказанный факт?
– Это факт. Все люди живут по определенным эмоциональным циклам. Уже с середины августа наш организм (и мозг в первую очередь) начинает готовиться к зимней спячке. Начинаются психофизиологические перестройки – отсюда нервные тики, снижение иммунитета, ухудшение внимания и памяти. У людей все чаще портится настроение, их воображение начинает рисовать мрачные перспективы будущего. Подавленное состояние длится у человека до тех пор, пока не начнет расти солнечный день – то есть до середины января.
– А весенняя депрессия откуда?
– Авитаминоз после зимы и общая усталость организма. Человек и рад бы жить счастливо, но мозг диктует свое настроение.
– Что посоветуете в качестве лекарства?
– Как можно больше времени проводить под солнцем. Или под открытым небом. Хотя бы на один день в неделю уезжайте из города, посмотрите на звезды и облака. Обязательно пейте витамины. Обычно люди думают, что за лето они накопили полезных веществ на целую зиму. Это заблуждение. Витамины впрок не копятся и очень быстро разрушаются.
 
О наболевшем
– В Волгограде вы известны как лучший специалист по детям с проблемами мозга. Всегда считали, что такие люди должны коротать жизнь в спецклиниках и не раздражать окружающих своим присутствием. Вы, насколько понимаю, с этим мнением, решили поспорить…
– Мы занимаемся детьми с очень серьезными повреждениями мозга. Однако не замечать их невозможно. Ведь для родителей они остаются детьми, а разделять семьи нельзя ни в коем случае. Я не говорю, что таких детей можно вылечить. Зато их можно обучить жизни, общению. И десятилетний опыт показал, что эти подростки могут стать частичкой общества. Когда родители видят, что их дети, при всем своем своеобразии, сами ходят в туалет, сами кушают или сами рисуют, они перестают чувствовать себя виноватыми. И это очень важно.
 
О личном
– Как вы решили стать психиатром?
– Когда поступала в мединститут, еще не знала, кем буду. Но на лекциях по психиатрии поняла, что эта наука намного глубже, чем простое изучение болезни. Психиатрия помогает познать суть человека. И это безумно интересно.
– Но в сознании большинства россиян советская психиатрия – оружие против инакомыслия…
– Карательная психиатрия была. Но наверху, в московских клиниках. На местах, в провинции, врачи относились к больным очень гуманно.
– Помните свою первую пациентку?
– Конечно. Это была больная шизофренией. Она бредила, набрасывалась на врачей. Но когда болезнь отступала, становилась нормальной. Мы подолгу беседовали. Наверное, тогда я окончательно убедилась, что болезнь – это диагноз для мозга, а не для души.
– Вы, поговаривают, не только психиатрией увлекаетесь, но и парусным спортом…
– Мне 73 года. Из них 55 лет занимаюсь парусным спортом. Я очень азартный в этом отношении человек. Кроме того, ходить под парусами – очень романтично, ведь над тобой всегда чистое небо. Городской человек уже забыл, что такое настоящие яркие звезды. Он живет под фонарями, а потом жалуется, почему в его жизни так мало прекрасного…

Тэги: Магнитская, подростки Просмотров 4169 Последнее обновление 05.09.2015 г.