Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Достучаться до мозгов

Автор: Administrator
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)
1418642449_viewresults.pngПолучить в распоряжение чужие мозги довольно затруднительно. Придется использовать свои. В центре «Нейро», занимающемся охраной нервно-психического здоровья, такая возможность есть. Называется – оценка вызванных потенциалов. 

В помещение центра я ввалилась с мокрой спиной и дрожащими руками. Проскочив нужный дом, въехала на малый проспект (так называется дорожка, идущая вдоль домов над проспектом Ленина в Краснооктябрьском районе). Ямы и колдобины на этом «проспекте» непосильны для моей машины. В итоге дорога, на которую рассчитывала потратить минут пять, заняла полчаса. Пришла с двойным страхом – за машину и за себя: вдруг теперь исследование оценит меня как какую-нибудь истеричку, не способную справиться с простыми переживаниями?

Кандидат медицинских наук, врач-невролог и нейрофизиолог Алексей Долецкий натягивает мне на голову шапочку, состоящую из резиновых ленточек и электродов, и шутит: «Сейчас будем портить вам причёску». Да бог с ней, с причёской. Страшно? Немножко, признаюсь я, потому что вдруг сейчас узнаю о себе что-то такое, чего знать не хочу. Руководитель центра «Нейро» Ксения Магнитская уже рассказала мне историю, как в центр пришла компания мужчин, решивших начать совместный бизнес, чтобы оценить способности каждого из участников проекта. Инициатор похода в «Нейро», собиравшийся возглавить предприятие, настоял, чтобы результаты исследований были оглашены в присутствии всех участников. Врачи не сумели его отговорить. А отговаривали потому, что у него оказались самые скромные лидерские качества. У него было меньше всех оснований на то, чтобы возглавить команду, состоящую из более сильных лидеров. И говорить об этом публично не хотели. Но пришлось… В итоге бизнес не состоялся. Вот, интересно, каково это – узнать, что ты на самом деле не годишься для той работы, которой мечтаешь заняться?

Чтобы мне не было страшно, Алексей Николаевич обещает мне подробно рассказывать, что мы делаем. Вообще-то подробное исследование такого типа, на которое я вызвалась, требует не меньше, чем полдня. Для меня провели лайт или демо-версию исследования. А именно -- проверили когнитивный и зрительный вызванный потенциал. Сначала нужно было внимательно слушать раздающиеся в динамике звуки и считать только тихие. Потом в закрытые глаза светили лампочкой. Кстати, этот метод – оценка вызванных потенциалов – наше отечественное изобретение, которое активно начали копировать за рубежом.

А. Долецкий констатирует: стимулы различались хорошо, мозг адекватно реагирует на сигналы разной степени значимости, объем кратковременной памяти хороший... Зачем это нужно? Вариантов много. Например, нужно проверить, действительно ли маленький ребёнок плохо видит, ведь рассказать он не может. «Метод позволяет достучаться до мозга, понять, работает он или нет, -- объясняет Алексей Николаевич. -- Это не заменяет работу окулиста, не даёт ответа на вопрос, как работают глаза, но зато мы можем определить, доходит ли информация до мозга. Так же оценивают и слух».

При наличии гипертонии и других сосудистых нарушений ответ мозга на внешние сигналы искажается. Мозг должен работать с определенной скоростью, синхронно. Грубо говоря, если есть нарушения, информация обрабатывается не по мере поступления, а когда получится, и возникает путаница. Исследование позволяет оценить, насколько пострадал мозг после травмы или из-за психического заболевания. По-хорошему даже смерть должна диагностироваться или электроэнцефалограммой, или вызванными потенциалами, потому что смерть мозга и смерть тела не всегда тождественны. Бывает такое состояние – вегетативное: мозг умер, а тело живёт и может жить очень долго. Исследование позволяет оценить, жив ли мозг, когда иными способами оценить это невозможно, а в динамике позволяет понять, есть ли эффект от лечения. Это важно и врачам, и близким.

Вежливая оболочка

Но это медицинский аспект. Меня же интересует личность. Ксения Борисовна, посмотрев распечатки моих исследований, подводит итог: активная, креативная личность. Спасибо, очень приятно. Однако это скорее комплимент, ведь для полноценного исследования нужна еще и работа психолога. Такие всесторонние исследования применяются во многих сферах. Как говорит К. Магнитская, -- везде, где есть какой-то дефицит. Например, дефицит времени – у диспетчеров и водителей, их работа требует концентрации внимания, скорости реакция. Очень строго к личности сотрудников относятся банки. У них другие ориентиры: например, банковскому клерку мешает способность к эмпатии. Эмпатия – это умение понимать и принимать другого человека, не считая его просто функцией. Банковский клерк не должен вестись на сочувствие, приближать к себе проблемы клиента, ему нужно умение работать в четком алгоритме.

Вот мы и подошли к моей теме: каково же соотношение между физиологией и этикой? Допустим, с мозгами у нас всё хорошо, а как с этическими ограничениями? Ксения Магнитская считает, что и нравственные качества физиологичны:

-- Есть же понятие морального уродства. Эрудит и талант, но моральные критерии насчет можно-нельзя отсутствуют. Личность человека -- в особенностях усвоения социальных норм. Кто-то их усваивает, а кто-то нет. Альтруизм и эгоизм тоже в мозге заложены. За пределами мозга личности нет». А как же воспитание, влияние среды? «Личность выхватывает из окружения то, что соответствует ей, подходит ее биологической программе, а себя -- не ломает, -- говорит Ксения Борисовна. -- Есть ядро, к которому притягивается все остальное, оно обрастает каким-то антуражем. Но генетически заложенную программу невозможно сломать или поменять. Сволочного человека можно учить чему угодно, но все равно в какой-то критический момент ядро личности проверит все запреты, по башке получит, но виноватым сделает других. Считается, что человека делает воспитание. Но воспитание – это тоненькая оболочка. Это скорее нормы поведения. А колупни – вылезет сущность.

Ябеда, врунишка, жадина остаются такими по своей сущности, как их не воспитывай. Значит, люди не меняются? У каждого возраста своя программа, в разные периоды жизни личность проявляет себя по-разному. В три года малыш бывает агрессивен, потому что ему нужно осознать свою отдельность от взрослых. В 15-20 лет бушуют гормоны, это период бурного поиска сексуального партнера, а всё остальное неважно. В 40-45 возникает ощущение, что жизнь прошла, а счастья всё нет, и потому нужно многое в жизни поменять… Кроме того, бывают и депрессивные периоды.

-- Эмоции вообще волнообразны, нерегулярны. Но ядрышко никуда не девается. Оно внутри нас живет, -- объясняет свою точку зрения К. Магнитская. -- Наступает другой период жизни – и поведение меняется. Мы берем на себя другую роль, вживаемся в нее и хорошо чувствуем себя в другом образе.

Анна Степнова

"Деловое Поволжье"

Тэги: вызванные потенциалы, Магнитская Просмотров 3553 Последнее обновление 29.05.2016 г.