Логопедические занятия
Логопед проводит коррекционно-развивающее занятие длительностью 60 минут, которое включает в себя:
– Артикуляционную гимнастику;
Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, которые участвуют в речевом процессе.
– Упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания;
Развитие дыхания – один из первых и очень важных этапов
коррекционного воздействия на детей независимо от вида их речевого
дефекта.
У большинства детей с речевыми нарушениями наблюдается слабое
поверхностное дыхание. А для произнесения целого ряда звуков, таких, как
свистящие, шипящие, сонорные, необходимо наличие сильной направленной
воздушной струи, поэтому встает задача формирования у детей сначала
физиологического, а затем на его основе речевого дыхания.
Речевое дыхание существенно отличается от неречевого дыхания. В отличие
от физиологического дыхания, происходящего автоматически, речевое
дыхание является произвольным. При физиологическом дыхании вдох и выдох
осуществляются через нос, причем вдох равен по продолжительности выдоху.
При речевом дыхании после короткого глубокого вдоха следует пауза и
лишь затем длительный выдох, в момент которого и осуществляется речевой
акт.
Развитие дыхания, работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и
ритмом дыхания, осуществляется на занятиях в процессе двигательных
упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а
затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
– Классический «ручной» логопедический массаж мышц языка, щек, губ и самомассаж;
При тяжелых речевых нарушениях используется логопедический массаж.
Он позволяет нормализовать тонус мышц речевого аппарата, скорректировать
звукопроизношение, улучшает состояние голоса, а также сокращает время
по формированию произносительной речи.
Логопедический массаж преследует следующие цели:
• Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка
• Снижение усиленного слюноотделения
• Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.
• Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.
• Стимуляция кинестетических ощущений.
• Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.
• Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.
• Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.
– Задания по развитию мелкой моторики;
Мелкомоторые действия — это совместный акт нервного и
костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими
предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с
работой зрительного аппарата и требуют точности.
Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета
(пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными
манипуляциями одновременно (письмо).
- Задания по развитию общей моторики;
Основная цель коррекции моторики состоит в преодолении недостатков
физического статуса. Развитие моторики тесно связано с
нервно-психической деятельностью, мышечной, сердечно-сосудистой и
дыхательными системами. Особый акцент следует делать на формирование и
развитие произвольных движений, которые стимулируют общую дееспособность
в обучении и труде, а также компенсаторные возможности организма в
преодолении нарушений развития.
– Задания по развитию фонематического слуха;
Фонематический слух — это способность к слуховому восприятию звуковой
речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в
словах и умение различать близкие по звучанию фонемы.
У детей дошкольного возраста формирование фонематического слуха
происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при
собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми
образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки
фонем.
Речевой слух является всецело прижизненным образованием, он образуется в
определенной речевой среде и формируется по законам этой среды.
–Постановка , автоматизация и дифференциация звуков речи.
Речевой звук - звук, образуемый произносительным аппаратом человека с
целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся:
глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).
В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:
• акустической, поскольку звук является акустическим явлением;
• физиологической, так как звуки являются продуктом деятельности центральной нервной системы и образуются органами речи;
• лингвистической (социальной), так как при помощи речевых звуков
осуществляется общение; звуки определяют различия смысла слов в каждом
отдельном языке.
Звуки речи человека генерируются, как правило, артикуляционным
аппаратом. В общем его математическую модель можно представить в виде
возбуждающих генераторов тонового и белого шума и группы фильтров,
модуляторов и ключей (рот, нос, язык, губы), обеспечивающих фильтрацию и
формирование определённого ощущения звука.
Речевой аппарат человека при генерации речи использует следующие физические принципы для получения различных типов звуков:
• гласный — в этом случае голосовая щель генерирует звуковые импульсы;
• шипящий согласный — в этом случае голосовая щель отключена и артикуляционный аппарат формирует шумовой сигнал;
• смешанные шипяще-тоновые звуки типа [з] [ж], где одновременно
присутствует шумовая составляющая модулированная голосовой щелью, или
типа [р], где модулируется тоновый сигнал;
• взрывной согласный — генерация звука основана на перекрытии потока
воздуха артикуляционными органами и последующем акустическом ударе;
• пауза — отсутствие звука, длина паузы влияет на ощущение следующего за ней звука;
• изменение параметров артикуляции в процессе генерации (их динамика) также создаёт ощущение определённого звука (дифтонги);
• интонация — относительное изменение основного тона.
Для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет):
– Постановка руки для овладения навыком письма;
Письмо – это сложный для ребенка навык, который требует выполнения
тонко-координированных движений, слаженной работы мелких мышц кисти
руки, способности к сосредоточению, способности управлять своей
деятельностью.
Важно именно подготовить руку к письму в дошкольные годы, а не научить ребенка писать. Это две совершенно разные задачи!
– Игры на развитие памяти, мышления, внимания.
– Логоритмика.
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения.
Она направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его
речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в
окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Ежедневное выполнение в определённое время различных по своему характеру
логоритмических упражнений приучает детей к оздоровительному режиму.
Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит
перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,
дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.
– Рисование, лепка, вырезание аппликаций и др.
– Работа над диалогической и монологической речью и т.д.
Психологическая разгрузка » |
---|