Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Медицинские аспекты профилактики криминального поведения детей

Автор: Магнитская К.Б.
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)
Ведомственный подход к личности человека не позволяет увидеть в полном объеме процессы ее нормального или патологического формирования. Каждое из ведомств, будь то здравоохранение, образование, правоохранительная система или органы социальной защиты, обращает внимание на личность лишь когда последняя попадает в поле его интересов. А личность - продукт интегративный, развивается из переплетений генетической информации родителей в соответствии с основным биологическим законом - обеспечить выживание биологического вида homo sapiens. Носителем программы развивающейся личности является мозг. Это динамичный сложный субстрат. В своем развитии он идет за средой, но из всего многообразия реального мира выбирает только то, на что направлена его природа. Мы долго жили в заблуждении о примате социального над биологическим, вынося человека за пределы биологического мира с его законами, которые невозможно отменить или запретить по конъюнктурным соображениям.

Сегодняшние знания о мозге и системный подход к механизмам поведения позволяют выявить причины отклоняющегося развития как отдельной личности, так и определить тенденции в формировании психологии целой популяции.

Человечество развивается по экспоненте, его плотность приближается к критической массе. Эта ситуация требует от каждого максимальной мобилизации биологических возможностей. За последние 50 лет во всем мире отмечена акселерация, выросли до европейских стандартов даже низкорослые японцы, дети начинают ходить в 8-9 месяцев, а не с года, как было еще недавно, чаще встречается многоплодие. Изменились взаимоотношения полушарий мозга в формировании личности. Все большую активность обнаруживают системы правого мозга, обеспечивающие выживание человека в пространстве, населенном опасностями. Сегодняшнему человеку свойственно эмоциональное напряжение, импульсивное поведение, раздражительность, агрессивные тенденции. Все меньшее значение имеет слово, все больше трудностей в усвоении школьных навыков, т.к. за это отвечает левое, теперь субдоминантное, полушарие. Так выглядит общая психофизиологическая картина, позволяющая увидеть негативные тенденции в обществе в аспекте биологических законов.

Несмотря на свою главенствующую роль в обеспечении жизни и формировании личности, мозг - самый уязвимый орган. Уже при внутриутробном развитии может закладываться будущая патология. Плохое здоровье женщин, патология беременности, безобразное родовспоможение, когда роддом не отвечает за здоровье ребенка, приводит к большому числу ранних повреждений мозга. В развитии пострадавшего мозга все общие биологические тенденции выступают в утрированном виде. Сейчас можно говорить, что в 80-90 годы родилось целое поколение гипервозбудимых детей. В международной классификации болезней, которая действует и в России, большое место отведено психологическим, поведенческим и эмоциональным расстройствам в детском и подростковом возрасте. Эти категории отклоняющегося развития раньше в медицинском аспекте не рассматривались. Да и до сегодняшнего времени к проявлениям поврежденного мозга относят умственную отсталость, психозы, припадки. А такие отклонения как неусидчивость, невнимательность, проблемы поведения, школа и родители считают проявлением злого умысла ребенка и относят к категории вины. Международная классификация болезней выделяет расстройства поведения, ограничивающиеся условиями семьи; несоциализированные расстройства поведения (нарушитель одинок); социализированные нарушения поведения (ребенок включен в асоциальную или криминальную группу) и оппозиционно-вызывающее поведение.

Медицинский подход к профилактике криминального поведения состоит в ранней диагностике и, конечно, в непрерывной терапии нарушенных функций мозга. На пути решения этой проблемы есть несколько преград: отсутствие заинтересованности врача в отдаленных результатах лечения, низкая осведомленность населения о необходимости лечения трудно родившихся и возбудимых детей. Общей тенденцией стало негативное отношение к любой медикаментозной терапии, достигающее уровня болезненной химиофобии. Сохраняется недоверие к психиатрической службе как к структуре, ущемляющей права личности - "ярлык на всю жизнь".

11-летний опыт работы Центра "Нейро" показал, что все эти преграды преодолимы. За это время к нам обратились и находятся под наблюдением около 15 тысяч детей. Мы использовали все методы просвещения родителей по поводу причин нарушений в нервно-психической сфере и методов лечения. Лекции проводились в яслях, садах, начальных школах. Многие матери впервые слышали о возможных отклонениях в развитии личности как последствии внутриутробного повреждения мозга. Значительный резонанс имеют проводимые нами лекции по детской психофизиологиии и психиатрии на факультетах постдипломной подготовки педагогов-воспитателей, логопедов и детских врачей. Эти специалисты часто лучше родителей видят проблемного ребенка и могут посоветовать обратиться к врачу.

Наглядным примером для родителей и воспитателей является быстро меняющееся под влиянием лечения поведение ребенка. Страх перед лекарственной терапией удается преодолеть путем доступных пониманию объяснений биохимических основ нарушений в работе мозга и принципов их коррекции. Существенное значение имеет семейная психотерапия, обучение родителей адекватной оценке состояния ребенка, иногда и лекарственная терапия одного или обоих невротичных родителей, провоцирующих негативное поведение детей.

В целом, мы считаем биологический и медицинский подход оправданным. Наибольший эффект удается достичь при объединении усилий врача, психолога, родителей и педагогов.
Поделиться
Тэги: дети, поведение Просмотров 3900 Последнее обновление 03.01.2015 г.


Взаимосвязанные элементы