Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Детский психолог, нейрофизиолог, коррекционный педагог ответил на вопросы читателей "Комсомольской правды"

Автор: Administrator
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

Прямая линия

Детский психолог, нейрофизиолог, коррекционный педагог Центра «Нейро» Юрий Остапенко ответил на вопросы наших читателей.

  • Здравствуйте, Юрий Иванович! Вас беспокоит Светлана Митракова. Моей племяннице скоро 5 лет, она очень неусидчива. Воспитатели жалуются, что она не может сосредоточиться даже 3 минуты. Через два года надо будет отдавать ее в школу, беспокоимся, как она сможет отсидеть 4 урока. Как нам подготовить ребенка к школе, чтобы он был внимателельный, терпеливый?

  • Синдром гиперактивности и дефицита внимания очень часто встречается сегодня у детей. Это комплексная проблема, она может быть связана с медицинскими аспектами (неврологическая симптоматика), психологическими ? несформированность процессов регуляции и контроля поведения и социальными ? внутрисемейные модели воспитания не развивают навыков внимания и не формируют ответственного поведения. Для выявления причин и дифференциации видов гиперактивности целесообразно обратиться к специалистам, которые проведут комплексное обследование ребенка и разработают индивидуальную программу помощи. Из общих рекомендаций. Такие дети нуждаются в организованном пространстве. Жизненное пространство ребенка должно действовать на него организующе, успокаивающе, стимулировать сенсорное восприятие. Кроме того, эти дети нуждаются в особом родительском отношении, родители должны вести себя спокойно и методично. Нельзя допускать разные варианты реагирования на схожие поступки ребенка. Старайтесь по возможности сдерживать свои бурные эмоции по поводу поведения ребенка. Эмоционально поддерживайте детей во всех попытках конструктивного, позитивного поведения. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания. Гиперактивность нужно рассматривать не как избыток энергии, а наоборот, как ее недостаток, поэтому необходимо вести здоровый образ жизни Основными источниками энергии являются кислород, аминокислоты, витамины и минералы (которые поступают в организм с продуктами питания).Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, плавание, спортивные занятия. «Мозг кормится из кишечника», поэтому очень важно, чтобы не было проблем с дисбактериозом. Детям с гиперактивностью не рекомендуется принимать в пищу продукты с улучшителем вкуса глютаматом натрия. Он приводит к состоянию возбуждения.

  • Это какие, например, продукты?

  • Практически все полуфабрикаты. Особенно много его в чипсах, сухариках, анакоме. Таким детям также не рекомендуются кофеин-содержащие продукты: чай, кофе, шоколад, кола. И сахарозаменители: аспартаты и цикломаты. В результате обменных процессов эти вещества образуют в организме метиловый спирт. Дети становятся как пьяные. Хорошо вечером делать релаксирующие процедуры: успокаивающие ванны, расслабляющий массаж. Это все могут делать родители самостоятельно. Хочется пожелать, чтобы родители воспитывали ребенка в одном стиле, методично. Чтобы не было так: папа строгий, а мама все позволяет, или наоборот. Нельзя поддаваться своему настроению. Для гиперактивных детей такой стиль воспитания недопустим.

  • Здравствуйте, это «Прямая линия»? Меня зовут Юля. У меня дочка в этом году идет в первый класс. Все нормально вроде бы, но в последнее время стала говорить, что не хочет идти в школу. Ей семь лет исполняется в октябре. Может быть, пойти ей на встречу и подождать еще годик, раз у нее такой настрой. Или стоит быть с ней построже?

  • Конечно, в семь лет ребенок должен идти в школу, если здоровье позволяет. Пусть с ней позанимаются специалисты, чтобы сформировать до 1-го сентября желание идти в школу. Хорошо бы выяснить, почему ей не хочется идти в первый класс.

  • У них очень дружный двор. И дочь боится, что в школе она не найдет друзей.

  • Нужно постепенно убирать страх встречи с новым коллективом. Нужно ходить на соседские детские площадки, общаться с другими детьми. Обсуждая какие-то сказки, рассказы о школе, вы сможете сформировать интерес ребенка к встрече с новыми ребятами, учебе.

  • Здравствуйте, а можно вопрос задать по двухлетнему ребенку?

  • Конечно, можно.

  • Ситуация, наверное, очень распространенная. Дочка очень привязана ко мне, хотя с папой тоже очень много времени вместе проводят. Может быть, хотя бы через год, мы в садик все-таки соберемся? Можно за год исправить ситуацию?

  • В этой ситуации нужно давать больше возможности папе общаться с дочкой потому, что отец является той персоной, которая спокойно и независимо сможет выводить ребенка из этого диадного состояния «мать-дитя», чтобы постепенно переходить к более широкому кругу общения со сверстниками и т. д. Как можно больше посещать игровых площадок.

  • Можно, тогда вдогонку второй вопрос? У меня скоро должен родиться второй ребенок. Боюсь, не станет ли старшая дочка ревновать?

  • Вообще, для девочек не типична ревность. Они начинают испытывать к маленькому материнский инстинкт, становятся такими «маленькими мамами». В любом случае нужно ровное отношение к ребенку и демонстрация любви не только к младшему, но и к старшему. По возможности вечером организовывать совместное общение всех членов семьи. Пусть папа обнимет младшего и старшего ребенка, тем самым продемонстрировав любовь к каждому из детей. Этот телесный контакт будет являться сплачивающим звеном для всей семьи.

  • Подскажите, пожалуйста, чем лучше ребенку учиться писать карандашом или ручкой?

  • В дошкольном возрасте лучше начинать письмо с карандашей или мелков. В случае неудачи, ребенок легко убирает ошибки. В этой ситуации у ребенка не формируется негативная психологическая установка к письму. В школе детям лучше всего учиться писать толстыми ручками, так как еще мышечный скелет кисти не окреп. Толстая ручка в этом случае не будет создавать излишнее мышечное напряжение. Главное, чтобы они были легкими.

  • Здравствуйте, меня зовут Ирина. Можно задать вопрос? У меня сыну 5,5 лет. Он не ходит в садик, сидит с няней. У ребенка логопедические проблемы, но в специальный садик мест нет. У меня дилемма: то ли устроить его в обычный садик, то ли пусть сидит с няней до школы?

  • Все-таки в садик перед школой походить надо. Детский сад структурирует поведение. Там четкий режим дня, четкие социальные рамки (взрослый воспитатель, сверстники), которые готовят ребенка к новой социальной роли ученика. Дома очень трудно организовать формирование навыков правильного взаимодействия учитель?ученик, ученик?ученик, урок?перемена, для этого нужны групповые игры на правила, соблюдение очередности.

  • Еще один вопрос. Мы ходим и на плавание, и на акробатику. Не успеваем, что будет полезнее?

  • Акробатику для гиперактивного не стоит, а вот плавание очень хорошо. Если выбирать, то лучше бассейн. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  • Алло! Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, что делать. Моей дочке 4 года. Пытаюсь учить с ней буквы, заниматься, а она все мои попытки пресекает. А зато ночью, уложить ее трудно, рисует всякие каракули. А когда пытаюсь показать, как правильно писать, устраивает скандалы. Вообще ребенок очень активный.

  • Во-первых, в 4 года рановато учиться писать. Ребенку все это очень неинтересно, поэтому и протестует. Плюс ко всему у вас, по-видимому, сложились определенные психологические отношения с ребенком. Она пытается занять позицию лидера и любые попытки давления на нее вызывают негативные реакции. Если вы уж хотите заниматься буквами, то не надо их писать, играйте в них, ощупывайте, обнюхивайте. Делайте буквы из теста, пластилина, раскрашивайте, добавляйте разные ароматы, включайте в игру ее любимые игрушки. Немножко включите свою фантазию . Не идите по такому пути: вот буква, запомни ее и запиши.

    Добрый день. Это «Прямая линия»? Мой двоюродный брат-семиклассник переехал из области в Волгоград. Сейчас его в школу определяем. Переживаем, как он будет принят в коллективе, не станет ли изгоем в классе. Он достаточно тихий и спокойный мальчик. Как избежать проблем?

  • Вероятнее всего, эти проблемы вас настигнут, какие бы рекомендации мы вам тут не дали. Единственное, что можно предложить, это найти группу, где этот подросток мог бы самореализовываться, где он был бы значимым. Деревенскому мальчику трудно быть успешным в городской школе. Здесь темп подачи материала, требования очень сильно отличаются от сельской школы. Ему сложно будет вклиниваться в отношения в классе, потому что «группировки» уже образованы к этому возрасту. Вписаться ему будет достаточно тяжело. Поэтому нужно искать какую-то секцию, кружок, пройти какой-то психологический тренинг личностного роста, коммуникативных способностей, чтобы сгладить все неуспехи, которые встретятся ему на пути. Нужно найти то место, где он был бы успешен. Если он человек замкнутый, то на курсах общения ему подскажут секреты общения.

  • Здравствуйте. Мне бы Юрия Ивановича.

  • Да, слушаю.

  • Это вам звонит бабушка второклассницы. Меня заинтересовал такой вопрос: стоит ли повторять летом школьную программу? Например, что-то новенькое изучить, вроде таблицы умножения?

  • Лето, на то и дано, что надо отдыхать, наполняться силами. Но в то же время для второклассника имеет смысл особенно со второй половины августа сделать более строгим режим дня: во время ложиться спать, вставать. Можно заниматься один-два раза в неделю письмом, математикой, но не по школьному учебнику, а с использованием занимательных упражнений и заданий. Желательно читать книги, которые даются на лето.

  • Значит, ее родители поступают правильно.

  • Главное, чтобы все было в меру. Лучше каждый день заниматься по 10-15 минут, чем давать 100 примеров на неделю. Ребенок вспомнит о них в последний день, будет торопиться, делать ошибки. А потом родители его же поругают. Откуда тогда возьмется желание учиться?

  • Алло! Здравствуйте! Меня зовут Татьяна. У меня такой вопрос. Мой 10-летний племянник совершенно безотказный. Все, что ему покупают, он дарит. Это же касается и поручений. Выполняет любые просьбы сверстников. С одной стороны, конечно, хорошо, что он такой отзывчивый, но, с другой, вызывает опасения. Хочется, чтобы он мог постоять за себя.

  • Действительно, все это очень серьезно. Правильно, что вы волнуетесь по этому поводу. Вообще, субдоминантность, то есть стремление кому-то подчиняться – это не может не вызывать опасений. А для ребенка 10 лет плохо вдвойне. В первую очередь вы должны обратить внимание на умение ребенка самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Этому нужно учить, конечно, в семье. Было бы неплохо провести с таким ребенком тренинг личностного роста, потому, что эта зависимое поведение опасно. Его могут вовлечь в любые неприятные истории. Такой ребенок должен уметь постоять за себя, сказать «нет». В этой ситуации очень полезные занятия спортом, особенно связанные с борьбой.

  • Может быть, его мягкость из-за того, что воспитанием занимаются в основном бабушка с дедушкой?

  • Вы правы. Особенно, если они люди интеллигентные, неагрессивные, которые оберегали и старались принимать решения за внука. Он агрессивного поведения просто не видел, ему неоткуда это черпать. Он старается быть хорошим мальчиком, соблюдать все правила. Такой ребенок приятен и удобен в школе, дома, в общении со сверстниками, но у него могут возникнуть серьезные проблемы как в подростковом, так и в юношеском возрасте. Еще раз хочу обратить внимание, что в данном случае необходимо организовать помощь со стороны специалиста.

  • Добрый день!, Юрий Иванович, меня зовут Марина. У меня вот такой вопрос. Сыну 9 лет. Первый раз ребенка отправляем в санаторий без родителей. Очень переживает по этому поводу, особенно после просмотра телепередач о лагерях и санаториях. Как преодолеть этот порог страха? Что нужно говорить?

  • Нужно говорить, что он едет за новыми впечатлениями, новым эмоциональным опытом, ориентировать его на хорошее, при этом он должен чувствовать вашу уверенность и спокойствие, ваше желание, чтобы он набрался новых сил для успешного учебного года. Не надо делать ему установки: веди себя правильно. Больше позитивных позиций, не использовать частицу «не» в разговоре.

  • Что делать со страхом расставания с родным кругом?

  • Его невозможно убрать моментально. Это естественные чувства. Этот страх неизвестности заложен в наших генах. Любой человек боится неизвестности, но в разной степени. С другой стороны, кто-нибудь спрашивал ребенка, хочет он ехать или нет. Редко, кто спрашивает.

  • А стоит спрашивать?

  • Конечно. Некоторых детей, а иногда и родителей, нужно психологически готовить к этому событию год, а то и два. Если ребенок очень привязан к дому, постарайтесь в первый раз особенно тщательно проверить, насколько комфортные условия, чтобы смена была короткая. Лучше ехать ребенку с другом, так веселее.

  • Спасибо вам большое. Всего доброго.

Тэги: гиперактивность, дети, СДВГ Просмотров 12692


Взаимосвязанные элементы