Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Нейрофизиологический подход к проблеме дифференцированного обучения

Автор: Магнитская К.Б.
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)
В решении любой проблемы стоит всегда одна и та же задача - добиться максимального результата с минимальными потерями. Проблема современной школы состоит в том, чтобы подготовить к жизни в обществе не только высоко квалифицированных специалистов из выпускников элитных школ, но и не потерять ту массу будущих граждан, для которых обучение представляет определенные трудности.

Проблема решается, в основном, путем совершенствования, шлифовки существующих педагогических технологий, изменения темпов подачи информации. При этом педагогическая доктрина исходит из количественной оценки возможностей детей. Этот подход привел к так называемому, уровневому обучению, разделению детей на умных, средних и глупых. В результате, по самым скромным подсчетам, сейчас в стране не ходят в школу полтора миллиона детей школьного возраста, т. е. 4% детей. Это огромная социальная проблема, которую никто кроме самой школы решить не может. "Выдавленные" из школы дети сохраняют на всю жизнь негативное отношение к социальной среде, позволившей зачислить их в разряд дураков, унижающих их за то, что они не соответствуют стандартам, изобретенным системой образования. Болезнь системы состоит в унифицировании детей, в существовании стандартов в оценке возможностей личности.

Подход к решению проблемы видится в подходе к обучению с позиций нейрофизиологии и нейропсихологии. Учится мозг, и у каждого человека он более индивидуален, чем его отпечатки пальцев. Современная наука о мозге накопила необыкновенно богатые сведения о принципах его работы. Мозг обучается в течение всей жизни. От рождения каждый мозг обладает определенным запасом знаний, доставшихся нам от человеческих и дочеловеческих предков. В эту базу знаний входят не только распознавание опасностей, что необходимо для выживания каждого индивида, но и сложные программы поведения, в том числе и общественного, необходимого для выживания биологического вида homo sapiens.

Правый мозг ведает этими программами. Каждая информация попадающая в поле зрения, а также находящаяся за пределами осознанного восприятия, прежде всего обрабатывается системами правого мозга. Он определяет ее биологическую значимость. Если информация, с точки зрения выживания, интереса не представляет, мозг может ее проигнорировать как фоновый шум. Вся первичная информация является сенсорной т. е. имеет форму зрительных, звуковых или тактильных образов. Ценность информации определяется эмоциональной реакцией. Значимые сведения мозг может сохранить в эмоционально-образной памяти или обозначить ее кодами, чем являются слова или другие символы. Но важнейшим моментом восприятии информации являются эмоции. Еще Платон отметил, что главной эмоцией познания является удивление. Только то, что заставляет нас насторожиться, а на языке физиологов, то, что вызывает ориентировочную реакцию, достойно заполнить ячейки нашей памяти. Тому же Платону принадлежат мудрые слова "Без образа нет мысли". Но современная школа пытается проигнорировать законы природы. С 4-5 лет ячейки памяти начинают заполняться кодами, под которыми нет эмоционально-образной основы, т. к. мозг еще не успел ее накопить. Как правило, здоровый мозг ребенка такую информацию отвергает. Тогда маленького человека начинают обвинять в лени, "стращать" его школой, в которой только тем и занимаются, что учатся читать, писать и считать.

Левый мозг, к которому адресуется современная система обучения, формируется позже. Гарантией успешности работы мозга является определенная последовательность в восприятии и усвоении сведений о мире, а также обучение адекватному использованию этих знаний в деятельности. Увидеть, оценить, приложить к имеющимся знаниям и только потом закодировать. "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - это тактика работы мозга. При этом нужно увидеть целое, а не его часть - только целостное восприятие дает возможность эмоционального опосредования. Этот процесс называется дедукцией, но, к сожалению, школа упорно придерживается индуктивных приемов обучения. В этом и видится основной источник кризиса педагогики.

Методы обучения не соответствуют природе мозга. Этот кризис еще более углубляется в связи с тем обстоятельством, что взаимоотношения между системами правого и левого мозга на современном этапе жизни сдвинулись в сторону большей активности правого мозга. Основная задача выживания включила биологические системы. Это произошло в связи с изменениями всей экологической системы, за счет большей агрессивности среды обитания. В результате возможности мозга современных детей и методы обучения не соответствуют друг другу. Нарушение "природосообразности" школьного процесса оборачивается не только проблемами отдельной личности, но и потерей национального интеллекта. Те, кто может стать хорошими специалистами, подвергаются школьным репрессиям из-за неосведомленности образовательной системы в основных процессах обучающегося мозга.

Дифференцированное обучение, по нашим представлениям, должно в первую очередь привести в соответствие типологически особенности мозга ребенка и методы его обучения. В основе дифференцировки должна лежать нейропсихологическая и нейрофизиологическая диагностика. Несмотря на сложность формулировки, задача представляется выполнимой. Кафедрой нейропсихологии Московского Университета на протяжении десятилетий разрабатывались методы нейропсихологической диагностики, которые раскрывают индивидуальные предпосылки интеллекта. Этот подход разрешает определить особенности в стратегии мозга ребенка, выявить его склонность к дедуктивной или индуктивной переработке информации, а также определить предпочтительность вербальной или образной информации в формировании представлений о мире. На этой основе может быть организовано дифференцированное обучение, смысл которого будет заключаться в формировании "гомогенных" классов. Суть такой организации заключается в возможности использования методик, которые соответствовали бы природе нервно-психической деятельности детей.

Наши исследования на нескольких десятках тысяч школьников показали, что у детей с доминирующим правым мозгом более эффективными оказываются методы обучения использующие дедуктивный подход и опору на эмоционально-образную информацию. В последние годы этот метод стал успешно применяться в школах С.-Петербурга. Так называемая опора на массу, позволяет детям с преобладанием образного и ручного интеллекта осваивать сугубо теоретические знания, включая такие дисциплины, как алгебра, физика, химия. В младших классах использование графических приемов, конструирования, оригами может явиться базой для освоения математики. Для усвоения навыков грамотного письма правополушарные дети нуждаются в систематическом применении орфографических диктантов. Им не подходят приемы обучения, основанные на заучивании правил, даже если они их запоминают, то применять не могут. Автоматизированные навыки грамотного письма достигаются только превращением фонем в графемы. Процесс чтения у правополушарных детей также своеобразен. Дедуктивный правый мозг, схватывая одномоментно все символы, конструирует из них слова и предложения в связи с контекстом и собственным вербальным опытом. При этом текст становится понятным только после превращения его в эмоционально-образную информацию. Техника чтения у правополушарных детей страдает, она не соответствует нормативным требованиям. При чтении вслух дети не понимают смысла, не могут передать содержание прочитанного. В то же время спокойное чтение про себя позволяет и усвоить содержание и эмоционально опосредовать его. Отказ от формального контроля за темпом чтения приводит к достижению основной цели-возможности усваивать текстовую информацию.

Все сказанное выше касается проблем обучения полностью здоровых детей. Однако сегодня трудно говорить об совершенно здоровом мозге. Официальная, далеко не полная статистика говорит о том, что повреждения мозга обнаруживаются у 25-30% детей. В основном это минимальные мозговые дисфункции, которые проявляют себя не столько неврологическими симптомами, сколько нарушениями в усвоении школьных навыков. Для выявления характера этих нарушений и служит нейропсихологическая диагностика. Основанная на изучении структурных особенностей памяти ребенка, она позволяет еще до начала школьного обучения выделить слабые места и построить процесс обучения на основе сохранных функций. Это направление разрабатывалось Л. С. Выготским. Знания каналов, по которым лучше передается информация, может сделать продуктивным даже глубоко инвалидизированного ребенка. Это доказала успешность обучения слепо-глухо-немых детей.

Говоря о системе коррекционного обучения, не следует забывать о необходимости энергичной медицинской коррекции. Существующая практика медицинской помощи традиционно основное внимание уделяет проблемам телесного здоровья. О психическом здоровье у нас говорить не принято, хотя именно функциональная состоятельность мозга определяет способность всех систем организма противостоять стрессу и организовывать нормальную адаптацию в социальной среде. Современная нейрофармакология располагает большим арсеналом средств, которые получили общее название "адаптогены". В эту группу входят витамины, аминокислоты, минералы. Эти вещества не являются лекарствами в привычном для нас понимании, хотя используются и для лечения тяжелых недугов. Их логичнее отнести к пищевым добавкам. Опыт последних десятилетий показывает, что усвоение информации, будучи по сути своей биохимическм процессом, может быть оптимизирован при соблюдении ряда условий.

Главным из них и есть дифференцированное обучение, в основе которого должна лежать нейропсихологическая диагностика, определяющая основную тактику и стратегию индивидуального мозга.

Вторым условием является приведение требований к ребенку в соответствие с возможностями его организма.

И, в-третьих, - оздоровление должно пониматься не только в телесном смысле. Решить проблему интеллектуальной состоятельности можно за счет включения в систему медицинской коррекции полноценной психоневрологической помощи.
Тэги: дети, Обучение Просмотров 4911 Последнее обновление 03.01.2015 г.


Взаимосвязанные элементы