Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Ваше мнение

Какое лечение выберете Вы:

Сколько процентов мозга мы используем?

Принимаете ли Вы обезболивающие?

Сколько часов в сутки Вы спите?

Круженые и невнимательные

Автор: Магнитская К.Б.
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)
 

Вместо предисловия мысли мудрецов:

Детству следует оказывать величайшее уважение
Ювенал.

Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов
Жан Жак Руссо
У детей одна забота – выискивать слабые места у своих наставников,
а равно и у всех, кому они должны подчиняться;
стоит детям его обнаружить, как они берут верх над взрослыми
и перестают с ними считаться.
Лишившись по какой-то причине превосходства над детьми,
мы по той же причине не можем обрести его вновь.
Ж Лабоюйер.
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми.
Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведем скороспелые плоды,
которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться.
Дайте детству созреть в детях.
Жан Жак Руссо.


В быту их называют гиперактивными, а в специальной литературе – СДВГ, т.е. Дети с дефицитом внимания и гиперактивностью.

На этих детей жалуются родители, воспитатели, дедушки и бабушки, в общем все, кого они раздражают. Их постоянно обвиняют, стыдят, ругают, на них кричат, требуют немедленного исполнения приказаний. А ребенок упорствует, злится, плачет, грызет ногти. Иногда задает непростой вопрос: «зачем вы меня родили, если я такой плохой?». « Я не хочу с вами жить!». Взрослые уверены в своей правоте, а ребенок, как в песенке « А он не понимает, за что его ругают». Взрослые тоже ссорятся между собой, отстаивая свои взгляды на семейную педагогику. Учителя обвиняют родителей в плохом воспитании, а родители сердятся и на ребенка, и на воспитателя . В общем, всем плохо. Настоящая война!

Как добиться мира? На что надо обратить внимание и во-время постараться разрешить ситуацию с непростым ребенком.

Что должно насторожить в поведении ребенка?

  1. Беспокойные движения рук и ног.

  2. Сидя на стуле, крутится, часто меняет позу, особенно во время целенаправленной деятельности или занятий.

  3. Легко отвлекается на любые посторонние раздражители.

  4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в других ситуациях в коллективе.

  5. На вопросы отвечает не задумываясь, не дослушав их до конца.

  6. При выполнении предложенных заданий испытывает трудности, связанные с непониманием инструкции, проблемами планирования и организации деятельности

  7. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

  8. Не может играть тихо, спокойно.

  9. Часто мешает другим вмешивается в разговор взрослых, в игры других детей.

  10. Много разговаривает сам, но не слушает других, не реагирует на обращенную к нему речь.

  11. Часто теряет вещи ( игрушки, карандаши, книги и т.д.)

  12. Часто совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях ( выбегает на дорогу, не оглядываясь по сторонам).

    Если не менее 8 перечисленных признаков проявляются у вашего ребенка довольно регулярно, то можно говорить о синдроме дефицита внимания.

    В основном это расстройство детского возраста. Но нередко встречается у подростков и даже у взрослых. Чаще страдают мальчики (1:3).

В целом данное заболевание характеризуется триадой:

а) нарушение внимания;

б) избыточная подвижность;

в) импульсивность.

Внимание одна из важнейших психических функций. Это как основа ткани, на которой мозг «зарисовывает» все, что его удивило. Внимание и последовавшее за ним удивление создают матрицу познания. Они сопровождают человека всю его жизнь. Новорожденного привлекает лицо матери. С каждым днем круг внимания ребенка расширяется. Он реагирует на мимику, начинает различать своих и чужих. Это врожденные программы. Ребенок реагирует на новизну, его мозг активно ищет новых впечатлений, его интересует разнообразие. При виде интересного, нового он словно застывает, взгляд зафиксирован на «новом», рот полуоткрыт. Так мозг создает картину мира. В котором предстоит жить.

Для ребенка с СДВГ такая реакция не характерна. Еще в младенчестве эти дети проявляют общее беспокойство, часто плачут, их не удается отвлечь, успокоить чем-то новым. В 2-3 года ребенок становиться суетливым. Его внимание как-бы плывет поверху всего, что попадается на глаза, не привлекая внимания и не вызывая удивления. Его мозг находится в состоянии постоянного информационного голода. Представление об окружающем не складывается в единую картину.

В 3-4 года у ребенка формируется произвольное внимание. Усилием воли он старается завершать дела, ему уже хочется знать и уметь .Отсюда «сто тысяч почему». Гиперактивные дети тоже задают вопросы, но ответы не слушают. Они продолжают плыть дальше по поверхности, не заглядывая в глубину.

В 5-6 лет у детей достаточно хорошо развито произвольное внимание. Они могут сосредоточиться на определенном деле, задании. У детей с СДВГ процессы организации внимания нарушены. При систематических занятиях, когда надо понять и до конца выполнить задание , эти нарушения становятся значительными. Дети путают задания, делают «глупые» ошибки, избегает заданий, которые требуют внимания, усидчивости. Из-за суетливости они плохо слушают чтение. Не могут вникнуть в смысл,захлопывают книгу, переключаются на более легкие дела (катают машинки, бегают, прыгают).

Гиперактивность проявляется в избыточной подвижности ( не могут усидеть на месте, размахивают руками и ногами, вертятся, не сидят в классе, ходят во время урока). Дети предпочитают шумные подвижные игры и не способны к тихим занятиям, не обращают внимание на ситуации и запреты.

Импульсивность проявляется неспособностью дождаться своей очереди в игре или на уроке. Выкрикивают, отвечают не дослушав вопроса. Многословны, торопливы. Часто не замечают, что мешают другим Все эти нарушения приводят к тому, что дети, имея достаточный интеллект, отстают от сверстников, не усваивают нормы поведения ,плохо приспосабливаются к социальной среде. Это состояние значительно влияет на качество жизни детей и их семей.

Распространенность СДВГ составляет около 7 %. В России по самым оптимистичным подсчетам число детей с этими проблемами - 400-500 тыс. человек. Кроме того в проблемы детей с СДВГ вовлечено не менее 1 млн. взрослых членов их семей, а так же сверстники, учителя, воспитатели.

Дети с СДВГ плохо распознают опасности, больше подвержены травмам. В подростковом возрасте легко примыкают к асоциальным и антисоциальным группам, рано начинают курить, склонны к употреблению алкоголя, наркотиков.

Это состояние не имеет одной причины. Большое количество исследований позволяет говорить о целом комплекс причин. Тончайшие аппаратные исследования обнаруживают изменение клеток мозга, их необычное расположение, недоразвитие структур, ответственных за планирование и контроль над поведением. При исследовании электрических процессов мозга с помощью ЭЭГ (электроэнцефалография) выявляется физиологическая незрелость, нарушение взаимодействия между системами мозга, несогласованность процессов возбуждения и торможения.

Не малое значение принадлежит наследственности. Во всех странах ведутся генетические исследования. У многих пациентов обнаруживаются сходные изменения в структуре генов, но установить категорическую связь особенностей развития личности с определенным генетическим набором не удается. Поиск «виноватых» генов продолжается.

Биохимические исследования обнаруживают дефект в обмене веществ, ответственных за передачу информации между различными системами мозга. Эти нарушения так же обусловлены генетической природой.

Значительная роль в формировании СДВГ принадлежит особенностям внутриутробного развития , резус-конфликту , анемии и внутриутробной гипоксии, стрессам и курению матери в период беременности, осложненным родам.

Важное значение имеют и негативные социально-психологические факторы, такие как воспитание неуравновешенными родителями, алкоголиками, воспитание в неполной семье или в закрытых детских учреждениях


Клиническая характеристика

Проявления СДВГ у мальчиков и девочек различны. В дошкольном и начальном школьном возрасте больше проблемных мальчиков. В подростковом возрасте число девушек с проблемами поведения и внимания увеличивается (2:1). Отмечено, что для девочек с СДВГ более типичны нарушения внимания, чем гиперактивность и импульсивность, что более характерно для мальчиков.

Диагноз СДВГ у родителей часто вызывает сомнение, так как в некоторых занятиях и играх, особенно, где удается добиться успеха, дети могут удерживать внимание часами. Подобная «избирательность» внимания связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием от этой деятельности. Хуже всего дети выполняют задания, кажущиеся им скучными и трудными.

Первые симптомы СДВГ появляются в дошкольном возрасте и сохраняются довольно длительно, иногда усиливаясь во время подросткового кризиса.

Картина заболевания не однородна. Могут преобладать симптомы одной из трех групп. Постарайтесь выделить наиболее характерные проявления в каждой из групп. Это поможет в подборе методов психологической и медицинской коррекции.

Симптомы невнимательности:

*Неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьных работах или другой деятельности.

*Не удается поддерживать внимание на занятиях или в игре.

    *Часто не слушает то, что ему говорят.

    *Избегает или очень не любит заданий, требующих умственных усилий (домашняя работа).

    * Часто теряет вещи, необходимые для выполнения школьных заданий или другой работы.

    Легко отвлекается на внешние стимулы.

  • *Часто забывчив в ходе повседневной деятельности.

Симптомы гиперактивности

*Часто беспокойно двигает руками, ногами, ерзает на месте.

*Покидает свое место в классе или в другой ситуации, когда надо остаться сидеть

*Бегает или куда-то карабкается, когда это является неуместным

*Неадекватно шумен в играх или не терпит тихого досуга.

*Чрезмерно двигательно активен, не реагирует на социальные ситуации и требования.


Симптомы импульсивности

  • Часто выпаливает ответы не дослушав вопроса.

  • Не способен ждать в очередях, не дожидается своей очереди в играх или другой ситуации.

  • Часто прерывает других или вмешивается в разговор взрослых.

  • Слишком много разговаривает без адекватной реакции на ситуацию и социальные ограничения.

  • Часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения

  • Внешне похожие состояния могут быть вызваны различными причинами: особенностями личности и темперамента, реакцией на психотравмирующую ситуацию, последствиями черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, интоксикации, истощение нервных процессов после соматического заболевания. Сходные состояния могут наблюдаться при аутизме, начале детской шизофрении . Нередко СДВГ сочетается с выше перечисленными состояниями, что требует тщательного изучения всей истории развития ребенка и углубленного клинического обследования.

  • Некоторые проявления связаны с кризисом трехлетнего возраста. Ребенок становится непослушным,на все говорит «Нет», даже если хочется сказать «Да». Он противоречит не только взрослым, но и сам себе. Упорно добивается не потому, что так надо, а потому, что так хочу. В три года ребенок бунтует против тех норм и правил, которые были установлены прежде и которым он, вроде бы, уже привык. Ребенок проверяет на прочность любое из существующих правил. Он находится в состоянии постоянной войны со всеми и самим собой. Он должен настоять на своем любой ценой и заставить всех плясать под свою дудку.

  • Проявления трехлетнего криза постепенно затухают к четырем годам. Но если расстройства не ослабевают, нужно задуматься о нездоровье.

Помощь при СДВГ

  • Учитывая , что в формировании этого состояния участвует много причин ,, помощь детям тоже должна вестись по нескольким направлениям. Во-первых надо разобраться , является ли состояние ребенка собственно СДВГ или это следствие повреждения мозга во время беременности, родов, перенесенных инфекций, травм, или каких-либо других вредных факторов. Короче, потребуется углубленное обследование. Исходя из сложной структуры этого состояния, помощь не может быть только медицинской или чисто психологической, необходим комплексный подход, включающий лечение основного и сопутствующих заболеваний, коррекция отношения взрослых, , изменение приемов воспитания и обучения.

Как правило, родители и другие члены семьи до визита к врачу не осведомлены о том, что СДВГ – поведенческое расстройство, а не дефект воспитания. Врачу приходится убеждать родителей, что ни они, ни ребенок в сложившейся ситуации не виноваты. Поскольку СДВГ характеризуется длительным течением, родители должны быть готовы пройти обучение по приемам общения с ребенком, овладеть принципами психотерапевтической коррекции, объединиться в группу взаимопомощи с семьями имеющими сходную проблему.


Рекомендации для родителей

1.Поддерживайте доброжелательные отношения с ребенком. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.

2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».

3.Говорите сдержанно, спокойно, мягко.

4.Давайте ребенку только одно задание на определенное отрезок времени, чтобы он мог его завершить.

5.Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

6.Поощряйте ребенка за все виды деятельности, тебующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, раскрашивание, чтение).

7. Поддерживайте дома четкий распорядок дня. Время приема пищи, выполнения домашних заданий и сна ежедневно должны соответствовать этому распорядку.

8.Избегайте по возможности скопление людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в ресторанах и т.д. Оказывает на ребенка стимулирующее действие.

9. Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных шумных приятелей.

10. Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

11. Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию .Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе, длительные прогулки, бег, спортивные занятия.

12.Помните, что присущая детям с СДВГ гиперактивность хотя и неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.


Формирование навыков социального взаимодействия

У многих детей с СДВГ развитие навыков социального взаимодействия существенно запаздывает. Проблема сохраняется даже тогда, когда улучшилась способность к обучению , но сохраняется нетерпеливость, неумение дождаться своей очереди, импульсивность, вспышки агрессии. В этой ситуации необходима психологическая коррекция с помощью специальных методик подобранных под проблемы конкретных детей. Желательно занятие игровыми видами спорта, работа в команде под контролем профессионального тренера. Целесообразно посещение музеев, выставок, библиотек, где учатся разговаривать шепотом, вести себя тихо.


Коррекция плана школьного обучения

Наибольшие трудности дети испытывают в процессе школьного обучения, Им трудно усваивать учебный материал и приобретать учебные навыки. В первую очередь для преодоления негативного отношения к ребенку учитель должен серьезно ознакомиться с природой и проявлениями СДВГ. Нужно деликатно посоветовать родителям обратиться к школьному психологу или к психологу-консультанту.

Для улучшения учебной деятельности целесообразно использовать планы в виде пиктограмм, списков, графиков, часов со звонком для стимуляции темпа работы.

Необходимы поощрения. Хорошее поведение должно быть замечено.

Нужно обеспечить возможность быстрого обращения за помощью.

Дети с СДВГ часто не понимают, что и как они делают. Не следует ждать пока деятельность ребенка станет хаотичной, желательно вовремя правильно организовать его работу.

При каждом удобном случае давайте ребенку возможность брать на себя ответственность. Настаивайте, чтобы дело, которое ребенок вызвался делать сам , было доведено до конца.

Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале

Посоветуйте родителям не становиться надсмотрщиками, а при необходимости пригласить педагога для дополнительных занятий и помощи в выполнении заданий.

Обеспечьте ребенку индивидуальные условия. Можно разрешить через 20 минут работы походить в конце класса.

Всегда необходимо договариваться, а не стараться сломать.

Медицинская помощь

Подбор лекарственных препаратов всегда индивидуален,зависит от проявлений болезни, сопутствующих заболеваний, возраста ребенка. Для начала уберите из рациона ребенка продукты содержащие кофеин (чай, какао, кофе, шоколад, пепси, колу). Кофеин - типичный стимулятор. Сам он в организме ничего не создает, но тратит нервную энергию. Опыт применения стимулятора Риталина в США показал, что на первых порах дети становились спокойнее, но потом наступало нервное истощение, общая продуктивность мозга снижалась, дети становились более бестолковыми.

Практически всегда нужны препараты улучшающие общую работу мозга, питающие нервные клетки. Наиболее эффективны, так называемые, церебропротекторы («Кортексин», «Церебролизат», «Церебролизин»). Все они обладают ноотропным действием, то есть - улучшают ум. Ребенок становится более внимательным, легче справляется с нагрузками, получает удовольствие от завершенной работы. Применение психотропных корректоров поведения возможно при выраженной импульсивности, склонности к агрессии. Дозу и длительность применения препаратов должен определить врач. Если гиперактивность сочетается с раздражительностью, склонностью к самоповреждениям ( кусание ногтей, обрывание заусениц, выщипывание волос) целесообразно назначение антидепрессантов. Назначение валерианы и других успокоительных трав не приводит к желаемому результату. Чем младше ребенок, тем вероятнее обратный эффект от успокаивающих трав. Некоторые дети от валерианы пьянеют как коты. Применение транквилизаторов нежелательно. Может возникнуть общее возбуждение, нарушение сна. Такая реакция наиболее характерна для младших дошкольников.

В схему лечения всегда должны входить витаминные комплексы с минералами , так как из-за суетливости, неорганизованности дети часто плохо питаются.

Врачебная и психологическая помощь может понадобиться и членам семьи.. Все мы живые люди, у нас разные характеры, темпераменты, разный возраст. Не всем удается долго держать себя в руках железной хваткой. От этого можно растратить все силы и даже серьезно заболеть. Не постесняйтесь рассказать врачу и о своем здоровье, попросить психологической или медикаментозной поддержки. Ведь гиперактивный ребенок – это не на один день. До разумного взросления придется пройти еще ни один возрастной криз.

Тэги: гиперактивность, дети, СДВГ Просмотров 5226 Последнее обновление 03.01.2015 г.