Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Ваше мнение

Какое лечение выберете Вы:

Сколько процентов мозга мы используем?

Сколько часов в сутки Вы спите?

Восприятие мира людьми с аутизмом

Автор: Administrator
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)


Хочется начать с цитирования одного из аутичных людей:

"Представьте себе, что Вы - дальтоник и не различаете между красным и зелёным. Вы находитесь в комнате с другими людьми, каждый из которых обладает нормальным цветовосприятием. Никто - даже вы сами - не знает, что вы - дальтоник. Каждому выдаётся листок с инструкциями, которые напечатаны красными буквами на зелёном фоне. И каждый ожидает от вас, что вы прекрасно знаете, что делать. Они не могут понять - почему вы просто сидите. Листок кажется чистым для вас, и вы никак не можете понять - откуда другие знают, что именно нужно делать. Подумайте о том, что бы вы чувствовали, особенно, если окружающие глазели бы на вас, шептались или смеялись".
Spicer

Первая и важная проблема, на которую обращают внимание люди с аутизмом - это недостаточное понимание эмоций других людей, а также социальных правил.
Все мы принимаем за должное многие вещи: другой человек может пожалеть нас, когда мы печалимся; если мы встревожены или волнуемся окружающие люди легко распознают наше состояние и могут успокоить или подбодрить нас; все мы знаем, когда нужно здороваться, когда говорить "до свидания", к кому можно обратиться на "вы", а кому достаточно обращения на "ты"... Мы знаем всё это с далёкого детства и нам не кажется, что здесь могут возникать какие-то проблемы. Конечно, для нас это всё очевидно... но не для людей с аутизмом. Их восприятие мира глубоко отличается от нашего. Они словно инопланетяне на этой планете, не способные понять и усвоить её правила и нормы. Начнём с примеров:
  • Представьте себе такую картину: в комнате мать и её сын. Она сидит за столом и рыдает,а её сын стоит рядом и громко хохочет. Что бы вы на это сказали? Грубый ребёнок? Не любит свою мать? Невоспитанный? Ни в коей мере. Ребёнку весело просто потому, что он думает будто мать смеётся, а не плачет; так почему бы не разделить с мамой радость? А теперь остановитесь на секундочку и задумайтесь - какая огромная пропасть в восприятии эмоций между нормальными людьми и людьми с аутизмом!
Если не оценили - ещё один пример:
  • Вас познакомили с человеком и вот он внезапно начинает рассказывать вам про свою коллекцию пластинок Брюса Спрингстина (о котором вы, возможно, даже никогда и не слышали). В начале вы благосклонно слушаете, но вам быстро наскучивают многочисленные подробности, да к тому же этот человек даже не спросил, а интересно ли вам эта тема! А он и не спросит! Он думает, что это интересно, потому что тема интересна ЕМУ. И сколько бы вы не вздыхали, не отвлекались, пытаясь дать ему понять, что вам скучно и пора бы сменить пластинку, ничего не выходит - он продолжает свой ставший нудным рассказ. Он и не заметит вашей скуки, потому что этот человек не способен считывать эмоции. Теперь задумайтесь: каково этому человеку было в школе? Угадайте - много ли у него было друзей, если он не был способен даже нормально поддержать разговор?
  • И ещё пример: представьте себе, что в школе идёт урок. Учительница делает ошибку в решении примера. Тут же один из учеников громким голосом заявляет: "Ты ошиблась. Правильно будет вот так..." и даёт правильное решение. Как вы думаете учителя будут относиться к такому "умнику"? Многим понравится, что их принизили перед всем классом? Стоит даже не упоминать об отношении одноклассников, "умники" - предметы насмешек и издевательств в большинстве школ. А ведь в действительности этот мальчик хотел лишь помочь учительнице исправить её оплошность, он наивно полагал, что его помощь пригодится всем: ведь это только на пользу другим ученикам! Позже он будет крайне удивлён, почему учителя занижают ему оценки, а сам он стал предметом насмешек и издевательств со стороны одноклассиников. И даже еслы вы объясните ему, что именно он сделал не так, скорее всего мальчик будет сильно удивлён и так и не поймёт, в чём же его ошибка, так как поведение окружающих он будет расценивать как крайне абсурдное и нелогичное.
Можно привести ещё больше примеров, но главное - понять суть: люди с аутизмом не считывают эмоции. Не обязательно это будет проявляться так, как это описано в примерах. Ребёнок, уже наученный и ошарашенный нелогичностью окружающих, может быть очень тихим в школе и избегать окружающих, просто чтобы не навлечь на себя лишних проблем. Так как каждое общение с окружающими для них - пугающее и тревожное, ведь люди - крайне непредсказуемы с их эмоциями и социальными нормами, такими далёкими и непонятными для аутичных людей.
Однако не думайте, будто бы они холодные и бесчувственные! Нисколько, просто их воприятие мира сильно отличается от такового обычных людей. Стоит привести цитату одного из аутичных: "У меня очень много эмоций. Я не понимаю людей, но я люблю их. Я беспокоюсь о них. Я не всегда понимаю, почему люди огорчаются по поводу определённых вещей - иногда я изумляюсь, как они могут быть такими глупыми - но это не беспокоит меня, если я знаю, что они огорчены".
Стоит отметить, что большинство людей с аутизмом не указывают на несчитывание эмоции, как на свою главную проблему. На первое место они ставят то, о чём пойдёт речь дальше.
Три главных пути, по которым мы получаем информацию об окружающем мире, следующие: визуальный, аудиальный и чувственный. У детей с аутизмом можно наблюдать серьёзные нарушения в этих путях получения информации, что естественно сказывается на развитии ребёнка, его обучении и общении с окружающими.
Разберём сначала визуальный путь. Проще говоря - это глаза. Зрение выполняет, пожалуй, важнейшую функцию в нашей жизни для получения информации. У аутичных людей возможны два вида проблем, связанных с глазами. Первое - это внезапное снижение чёткости, блеклость, тусклость окружающего мира. Это наступает внезапно и человек начинает с трудом ориентироваться в пространстве, просто потому, что он не видит нормально окружающие его вещи. Вторая проблема - внезапное усиление яркости, чёткости, красочности мира вокруг. Причём это сопровождается физической болью. Яркие краски, блестящие поверхности, экран включённого телевизора, флюоресцентный свет может вызывать боль. Стоит отметить, что у разных людей эти нарушения проявляются с разной частотой и с различной силой. Кроме того, некоторые люди с аутизмом развивают определённую способность - внезапно отключать способность видеть, когда боль и мучение от визуальной перегрузки становятся невыносимыми. Поэтому не удивляйтесь, когда аутичный ребёнок не будет замечать ваших попыток привлечь к себе внимание. Он может просто вас не видеть.
Теперь к аудиальному пути, то есть к тому, как аутичные люди слышат. Также возможны два варианта: ослабление и усиление слуха. При ослаблении звуки делаются приглушёнными, неясными, нечёткими, поэтому если вы обращаетесь к такому человеку, он просто может не услышать вас. Однако более серьёзным во многих отношениях является усиление слуха. В таком случае человек с аутизмом воспринимает многие звуки как болезненные. Пример: Семья с аутичным ребёнком приходит в гости. Как часто бывает в таких случаях, давно не видевшиеся люди встречают друг друга радостными возгласами, начинают наперебой разговаривать друг с другом, да ещё в гостинной в полсилы, для фона, работает телевизор. Ребёнок внезапно, расталкивая окружающих, подбегает к телефону, хватает его и разбивает о пол... Неожиданно? Нисколько. Ребёнок знает по опыту, что телефон - это одна из тех вещей, которая может произвести резкий и неожиданный звон. И потому что обстановка и так переполнена ошеломляющим количеством звуков, ребёнок просто пытается спасти себя, предупредительно уничтожая один из возможных источников неожиданного и болезненного шума. И точно также как в случае зрения аутичные люди научаются отключать слух, чтобы избавить себя от мучений. А теперь представьте - к чему могут привести подобные отключения, если ребёнку только 2 или 3 года. Сможет ли он выучить язык, если он даже не слышит, ЧТО ИМЕННО ему говорят родные?
А теперь перейдём к третьему нарушению восприятия: ощущение. И опять же, возможны два варианта: снижение силы ощущений, вплоть до отключения, и резкое повышение. Так как простых прикосновений в случае снижения порога ощущений уже недостаточно, многие дети начинают бить себя, кусать, царапать. Некоторые думают, что таким образом они причиняют себе боль, но ничего подобного - они просто пытаются снова ощутить себя. В случае повышения чувствительности - возникает резкая боль или, как минимум, очень неприятные переживания при прикосновении к коже. Отсюда - жуткая нелюбовь таких людей к объятиям, причёсыванию, мытью головы, неприятие новой одежды (так как тело к ней не привыкло).
Подытоживая, хотелось бы просто привести цитату одного из известных аутичных людей: "Это похоже на то, как будто одновременно смотришь на мир через калейдоскоп и пытаешься слушать радиостанцию через жуткие помехи. Добавьте к этому испорченную кнопку "Громкость", которая заставляет звук беспорядочно прыгать от оглушающего до неслышимого... Представьте себе состояние возбуждения, когда вы преследуемы опасным противником в мире полнейшего хаоса. Не удивительно, что новая обстановка вызывает страх у низкофункционирующих аутичных.(Grandin)"
Конечно же, это - основные пути получения информации, которые и затрагивают и осложняют обучение и развитие аутичных детей. Однако не стоит забывать, что у нас также имеется обоняние и вкус, которые могут быть нарушены у аутичных по той же схеме: с усилением и ослаблением. Нарпимер, часто можно наблюдать, как дети с аутизмом обнюхивают всё вокруг. Кроме того, многие люди с аутизмом жалуются на различные проблемы: к примеру, у некоторых повышение обоняния может вызвать невозможность для них приближаться к другим людям, потому что их запах воспринимается чрезмерно резко; нарушения в восприятии вкуса может сказаться на пищевых пристрастиях аутичных (что на самом деле встречается очень часто) - определённые виды пищи могут восприниматься, как имеющие слишком резкий, раздражающий или даже болезненный вкус.
Указанные виды нарушений могут проявляться у одного и того же ребёнка в совершенно различных вариантах. Это значит, что в какой-то определённый момент он может почти ничего не видеть, но чувственное и слуховое восприятия могут быть крайне повышены вплоть до болезненных; и через несколько мгновений зрение совершенно внезапно может стать невыносимо острым, так что каждый блик будет вызывать боль. Цитата аутичного пояснит эту идею: "Иногда, когда другие дети разговаривали со мной, я едва мог слышать их, а в других случаях их слова были, как пули" (White and White).
Описанные нарушения в ощущениях сопровождаются ещё одной проблемой для многих из аутичных людей: дело в том, что в каждый данный отрезок времени человек с аутизмом не способен воспринимать информацию только по одному каналу (то есть визуальному, аудиальному, либо через чувства). Например, для большинства людей не составляет никаких проблем, разговаривая с собеседником, одновременно слушать его и видеть, однако это не так просто для аутичных людей. Они ЛИБО смотрять на собеседника (но не слышат), ЛИБО слушают его (но не фиксируют на нём взгляда). Отсюда жалобы многих аутичных людей, что разговаривающие с ними люди начинают думать, будто их не слушают, и пытаются привлечь внимание к себе, что заставляет аутичных людей переключиться с аудиального на визуальный канал восприятия, отвлекает их, и в итоге они теряют нить разговора.
Теперь вкратце затронем проблему стереотипного поведения, наблюдаемого при аутизме. Оно может проявляться, к примеру, кручением на месте, размахиванием руками в определённом ритме, однообразным бормотанием, наблюдением за вращающимися предметами, задаванием одних и тех же вопросов с упорной целью получить конкретный ответ, который считается ими как "правильный" и многое другое. На самом деле объяснение всему этому очень простое, и оно не придумано кем-то, а даётся самими же аутичными людьми: таким образом они стремятся успокоиться, привнести своим повторяющимся поведением хоть какой-то порядок в этот непредсказуемый, постоянно меняющийся, опасный и пугающих мир. Вот что говорят сами аутичные по этому поводу: "Раскачивание и верчение были способами отключить мир вокруг, когда я становилась перегруженной слишком большим наплывом шума. Раскачивание вызывало во мне чувство спокойствия(Grandin)", "Удары головой и обгрызание костяшек пальцев, вспышки раздражения и тревоги были способом дать окружающим понять, что "уже хватит" - означает "ХВАТИТ УЖЕ! (Lawson)", "Большое количество самостимуляции, включая раскачивание тела, кручение, хлопание в ладоши, растирание кожи и множество других - это приятное, успокаивающее взаимодействие со своими чувствами. Они помогают аутичному человеку успокоиться, обеспечивают ритм и порядок, спокойствие, и просто доставляют удовольствие!" (O'Niell).
Ещё одной из проблем является неспособность к абстракции и восприятие мира каждую секунду во всей его полноте. Последняя фраза звучит красиво, но мы - "обычные" люди - фильтруем те потоки информации, которые поступают в наш организм, мы способны направлять наше внимание на интересующие нас объекты, вычленять их из общей картины. В случае аутизма - это огромная проблема. Например, нам, когда мы были детьми, было достаточно легко составить себе представление о том, что такое, к примеру, "собака". И когда мы встречали на своём пути очередную собаку (пусть мы и не видели никогда прежде подобной породы), мы знали точно - это "собака". Однако для аутичных людей каждая собака (даже одной породы) - это совершенно новое животное; у них не развивается абстрактного понятия "собака". Это создаёт значительные препятствия в обучении у аутичных детей, так как, чтобы понять каждое отдельное существительное, им приходится потратить уйму времени, собирая в течение своего жизненного опыта образы данного объекта. Но, честно говоря, судя по описаниям самих аутичных, им так и не удаётся составить абстрактный образ чего бы то ни было. Например, Тэмпл Грэндин - аутичная женщина, живущая в США, - рассказывает, что для того, чтобы понять что же такое собака, ей пришлось накопить огромное количество "образов собак" в своей голове, но даже сейчас в зрелом возрасте она признаётся, что для неё обобщенного образа собаки не существует. И ведь мы говорим только о тех объектах, которые мы можем потрогать или увидеть. А задумайтесь над такими понятиями как - "дружба", "гордость", "честность", "благородство", "концепция", "действительность" - многие аутичные отмечают огромную трудность в понимании этих терминов. Задумайтесь, насколько сложным и напряженным должно быть обучение языку у аутичных детей! Как много сил и стараний они прикладывают, чтобы хоть что-то понять в этом непостижимом и хаотичном для них мире!
Отсюда же вытекает свойственная аутичным неспособность различать между важными вещами и незначимыми. Например, простой для нас вопрос: "Что ты делал в школе?" может поставить аутичного ребёнка в тупик. Вопрос слишком обширен и неопределён для него. Что именно он должен рассказать? Поведать, как он рассматривал классную доску? Или как он наблюдал за своими одноклассниками на 3-ей перемене? С какого момента начать рассказ? Ведь школьный день такой длинный! Стоит ли начать с того момента как он переступил порог школы или с того момента как он сел за свою парту?
Описанные картины могут заставить впасть в панику родителя аутичного ребёнка, но не спешите это делать. Природа уравновешивает, и будьте уверены: ваш ребёнок может преуспеть в чём-то. Возможно два варианта: либо у вашего ребёнка очень развито логическое мышление, тогда он будет успешен в математике, шахматах, компьютерах, алгоритмах и прочих вещах, связанных с логикой и числами; во втором случае возможны успехи в музыке, рисовании, пении, геометрии, черчении. Конечно, это значительный контраст - когда ваш ребёнок гениален в одной области, но совершенно беспомощен, скажем, в завязывании шнурков. В качестве примера - ещё одна цитата:
"Это может выглядеть со стороны как медлительность или неспособность делать определённые вещи, как неспособность обучаться... особенно когда возможности очень варьируют (как, например, превосходно справляться со сложной геометрией, но иметь проблемы с арифметикой)... Бесконечность не проблема; а вот зубная щётка заставляет мой мозг сворачиваться в узлы" (Baggs).
Большинство родителей, обнаруживая, что у их ребёнка аутизм, конечно же стремятся обратиться за помощью. Это правильная позиция, но задумайтесь на минутку: сколько времени проводит с ребёнком специалист, а сколько времени с ним проводите вы? Кто ближе и привычней ребёнку? Учитывая всё вышесказанное, насколько адекватной является ВАША помощь? Вы можете видеть, что здесь цитируется достаточно приличное количество аутичных людей. Ведь когда-то они были детьми, неспособными к общению, перегруженные наплывом ощущений, испуганные этим миром, но так или иначе они оказались способны преодолеть эти проблемы, выучиться и в итоге поделиться с нами своим опытом, написав эти книги. Воспитать их правильно - возможно. НО вместо прямого ответа на этот вопрос хотелось бы процитировать опыт и мнение одного человека с аутизмом:
"Когда я взаимодействую с кем-то, то осознаю, что восприятие этого человека также чуждо мне, как и моё восприятие чуждо ему. Но в то время, когда я понимаю эту разницу и могу сделать осознанные попытки узнать, как именно другой человек воспринимает ситуацию, я чаще всего обнаруживаю, что окружающие люди не замечают разницу в восприятии и просто предполагают, будто они понимают меня. Когда люди делают предположения о моём восприятии, не прилагая совсем никаких усилий, чтобы разобраться, как, например, я получаю и перерабатываю информацию или каковы мои мотивы и приоритеты, эти предположения, совершенно очевидно, оказываются неверными" (Sinclair).
"Найти контакт с кем-то, чей родной язык не такой, как у тебя, занимает много времени. А аутизм идёт намного глубже языка или культуры; аутичные люди - "чужие" в любом обществе. Вам придётся отказаться от предположений об общем мировоззрении. Вам придётся обратиться к уровням более базовым, чем вы даже могли подумать, вам придётся переводить, а затем проверять - правильно ли вы перевели, чтобы быть понятыми. Вам придётся отбросить определённость, происходящую от человеческого существа, находящегося на вашей территории, отбросить мысли о том, что Вы знаете лучше, и просто дать Вашему ребёнку научить Вас немного его языку, дать ему провести вас в его мир... Наши способы установления контакта - ДРУГИЕ. Надавите на вещи, которые, как вам подсказывают ваши ожидания, являются нормальными - и вы получите взамен разочарование, возмущение, негодование, возможно даже ярость или ненависть. Подойдите уважительно, без предубеждений и с готовность узнать что-то новое, и вы обнаружите мир, который вы даже не могли представить. Да, это занимает намного больше времени, чем установить контакт с неаутичным человеком, но это МОЖЕТ быть сделано - если бы только неаутичные люди не были так ограничены в своей способности находить общий язык. Мы (аутичные) учимся делать это в течение всей нашей жизни. Каждый из нас, кто научился говорить с вами, каждый из нас, кто научился выполнять определённые функции в этом обществе, каждый из нас, кто справился с задачей дотянуться до вас и установить с вами контакт, действует на чужой территории, устанавливает контакт с чужими существами. Мы проводим целую жизнь, занимаясь этим. И после этого вы говорите, что мы не способны к коммуникации!.. Если я знаю, что не понимаю людей и посвящаю всю мою энергию и старание, чтобы выяснить это, можно ли сказать, что у меня больше или меньше эмпатии, чем у людей, которые не только не понимают меня, но ещё и в придачу даже не замечают, что не понимают?(Sinclair)"
Что делать, скажете вы? И опять же, вместо прямого ответа поучительней будет цитата. Нижепреведённый рассказ - это рассказ Милтона Эриксона, одного из известных психотерапевтов:
"В больнице штата Аризона находился ребёнок, девочка, страдающая аутизмом. Было собрано 50 тысяч долларов, и девочку привезли в Чикаго, где ей был предоставлен особый уход. Множество психиатров и психоаналитиков работали с ребёнком, пока все деньги не были истрачены, и тогда они отправили ребёнка обратно, так и не добившись никаких изменений. Одной моей пациентке было очень одиноко, она хотела сделать доброе дело, посетила больницу штата Аризона, увидела там эту десятилетнюю девочку и в конце концов убедила администрацию отпустить девочку с ней погулять. И вот девочка пошла с ней гулять, гримасничая, издавая бессмысленные звуки, бормоча, постоянно вертясь, - вообще вела себя очень странно. И тогда эта пациентка решила привести её ко мне. Она привела её ко мне на приём. Сначала она зашла одна и рассказала мне об этой девочке, и я сказал: "Да, я её посмотрю". Я заверил её, что не буду лечить девочку, а просто посмотрю на неё один раз. Моя пациентка ввела девочку в кабинет и представила её мне, а меня ей. И тут девочка издала несколько очень странных звуков, и я ответил ей такими же очень странными звуками; мы хрюкали и стонали, визжали и пищали добрых полчаса. А потом девочка ответила на несколько простых вопросов и моментально вернулась к своему аутичному поведению. И всё же мы прекрасно провели время, визжа и пища, мыча и хрюкая друг на друга. А затем моя знакомая увела девочку в больницу. Вечером она снова взяла её на прогулку. Позже она сказала мне: "Она чуть было не выдернула мне руку, прямо-таки тащила меня по улице, - так она хотела увидеть вас... человека, который действительно умеет разговаривать на её языке"."
Как сказал Тео Питерс - директор Центра Обучения людей с аутизмом в Бельгии: "Не фокусируете ваше внимание слишком сильно на поведении как таковом, оно - лишь верхушка айсберга (большая часть айсберга остаётся невидимой); понимайте причины, лежащие в основе этого поведения и пытайтесь найти подход, основанный не на симптомах, а на предупредительных мерах".
Постарайтесь максимально понять вашего ребёнка, вступите на его территорию, попытайтесь осознать и проникнуться его мироощущением... Ему и так тяжело, намного тяжелее, чем обычным детям. Так постарайтесь найти с ним общий язык, чтобы дальше научить его всем тем правилам и нормам, которые так сложны для его понимания. Участвуйте в его будущей счастливой жизни!

Врач-психиатр Мальцев Р.Ю.
Тэги: аутизм, дети Просмотров 8372 Последнее обновление 03.01.2015 г.