Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Мозг обучающийся... Или за что опять двойка?

Автор: Магнитская К.Б.
]]>Печать]]> E-mail
(1 Голос)
Со школой я распощалась более сорока лет назад, но время не стерло чувство униженности, обиды и беспомощности. Мне не давался русский язык. Я упорно пропускала гласные, переставляла слоги и вместо "кошка бегала" писала "кошка пегала". Вслух я до сих пор читаю плохо, спотыкаюсь, перевираю окончания, скорее угадываю, чем прочитываю слова текста. Недаром никто из моих многочисленных слушателей не видел меня, читающей лекции "по бумажке": процесс чтения "съедает" мои мысли. А в школе надо мной смеялись, родителей стыдили за мои двойки. До сих пор с горечью вспоминаю растерянное лицо отца. И сегодня, когда в мой врачебный кабинет входит очередная "жертва русского языка", я смотрю на него с сочувствием и желанием помочь.

Чаще всего это мальчик лет 10-12. В его ощущениях - полное неверие в свои силы. В словах родителей одновременно отчаянье и негодование. Попробовали уже все доморощенные педагогические приемы. Попреки и бесконечные переписывания перемен к лучшему не дают. Лупить - становится еще хуже. Учителя тоже в растерянности, но от безвыходности винят родителей. На вопрос измученной матери "как мне с ним заниматься?" учительница взвизгивает: "Как, как? Сидеть надо больше!" И родители, зачастую плача вместе с детьми, сидят. Иногда заполночь...

Не очень давно мне довелось быть на сессии Академии Педагогических Наук. Рассуждали о нейропсихологии в школе. В заключение председательствующий констатировал: "Мы должны признать, что у нас сложилась "безмозглая" педагогика и психология. "Безмозглая", потому, что накопленные знания о мозге, как о субстрате психики, школьная практика игнорирует. С неуважительным отношением к мозгу я встречаюсь постоянно. Еще в начале моей врачебной карьеры заведующий Облздравом отчитывал меня: "Вот тебя послушать, так получается, что мозги это самое главное!" Он крепко сидел в кресле. А совсем недавно одна директор школы распалялась: "При чем тут мозг? У нас процесс, мы требовать должны."

Но вернемся в мой кабинет. Я улыбаюсь товарищу по несчастью. И когда глаза ребенка становятся спокойными, мы начинаем нейропсихологическое тестирование. Это больше похоже на игру. "... Отвинти пробку на флаконе, вдень нитку в иголку, заведи часы, послушай как они ходят, посмотри в калейдоскоп, сложи руки в замок, поаплодируй, попрыгай на одной ножке...". Потом запоминаем слова, буквы, разные фигурки. Пишем и рисуем то правой, то левой рукой. Играем почти час, а в протоколе на четырех страницах из значков и цифр вырисовывается картина работы мозга.

В нашем архиве таких протоколов около девяти тысяч, а двух одинаковых нет, как нет одинаковых людей на земле. Но по каждому протоколу видно, с какими трудностями мозг встречается при обучении. Вот ребенок с левшевством, хотя пишет и держит ложку правой. Рука не самый главный представитель мозга. Важнее глаз и ухо, но особенно глаз, т.к. 95% информации об окружающем человек получает через зрение. Наши глаза не равноценны по своим функциям, как и полушария мозга, представителями которых они являются. Примерно у 70% людей ведущий глаз правый, он связан с левым мозгом, в обязанности которого, среди прочего, входит речь, чтение, письмо и счет. А вот левый глаз представляет основную массу информации в правый мозг, который ни читать, ни писать не умеет. Уши также не равнозначны. Одним, чаще правым, мы слышим слова, а другим различаем интонации речи. Определить ведущий глаз не трудно. Дайте ребенку калейдоскоп или свернутый в "подзорную трубу" лист бумаги, или попросите посмотреть в маленькое отверстие в центре тетрадного листка. Тот глаз, которым он посмотрит, и будет ведущим у него. Для определения ведущего уха нужен специальный тест, когда через стереонаушники одновременно подаютсяв каждое ухо два различные слова.

Наши исследования показали, что трудности в обучении чаще возникают у детей, имеющих правую ведущую руку, а ведущий глаз или ухо - левые. У этих же детей центры, обеспечивающие сложные функции, например понимание и воспроизведение речи, могут оказаться в разных полушариях мозга. Этим обусловлены заикание, трудности письма, проблемы чтения.

Если особенности организации мозга ребенка выявить еще до школы, то можно избежать многих неприятностей. Левоглазого ребенка в классе следует посадить так, чтобы доска и учитель были слева, иначе его актуальное поле зрения может оказаться за окном. В больших школах нужно подумать о создании класса левшей. Требования к технике чтения должны соответствовать физиологическим возможностям ребенка. Дети с признаками левшевства вслух читают с трудом, все силы уходят на проговаривание, а текст остается не понятым. Эта бессмысленная работа нередко приводит к полному отвращению к чтению и к школе вообще.

Можно продолжать, но, к сожалению, в небольшой статье невозможно дать конкретные рекомендации по обучению ребенка в зависимости от его нейропсихологического профиля. Да и проблему эту нельзя упрощать. В каждом случае нужны серьезные исследования, ведь только память ребенка оценивается по 34 параметрам!

Опыт нашего Центра "Нейро" обнадеживает. Нейропсихология в содружестве с педагогикой могут не только оценивать неповторимую индивидуальность ребенка, но и подобрать для него наиболее адекватные физиологические методы обучения, разрешить жизненно важные проблемы в треугольнике "ребенок - школа - семья". К счастью, Волгоградский педагогический университет - одно из немногих заведений, где будущих учителей знакомят с нейропсихологией. Есть надежда, что в педагогическую культуру войдет понятие об обучающем мозге, а учительница сможет объяснить матери, как заниматься с ребенком.
Тэги: дети, обучение Просмотров 3696 Последнее обновление 03.01.2015 г.


Взаимосвязанные элементы