Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Вторая мама

Автор: Administrator
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)


Нередко воспитатель детского сада знает ребенка не хуже его собственной мамы, особенно если малыш начинает жизнь в обществе с ясельной группы. Вы их любите, привязываететсь к ним и даже когда они становятся большими, считаете их своими. Да и они помнят свою воспитательницу.

Малыши такие разные - непоседы, капризули, тихони. Одни едят за обе щеки, другие отодвигают тарелку. Одни засыпают сразу, других не удается даже в постель уложить. Есть драчуны и кусаки, есть ревы и жалобщики. Всего многообразия не перечислить. Но все это граждане, за которых вы в ответе почти как родители. И если что-то не так, вас начинает беспокоить вопрос: "Почему он такой? Что с ним?" Ведь по данным педиатра он здоров или почти здоров и может посещать сад.

В последние 10 - 20 лет стало очевидным неудовлетворительное состояние нервно-психического здоровья детей. Расстройства высших человеческих функций превратились в национальную проблему. Отклонения в психологическом развитии, поражения центральной нервной системы стали ведущей причиной детской инвалидности.

Где истоки этих проблем?

Основной период формирования нервной системы приходится на внутриутробную жизнь будущего человека. Повреждения мозга могут произойти на любом этапе беременности и давать о себе знать всю жизнь. Причин для этого много:

  • хронические заболевания матери;
  • возраст матери до 18 лет и старше 35 лет;
  • анемия (малокровие) во время беременности;
  • вирусные инфекции;
  • угроза выкидыша;
  • тяжелые токсикозы;
  • эмоциональный стресс.

На будущее нервно-психическое здоровье оказывает влияние и характер родов. В группу риска относятся дети от затяжных родов, длительного безводного периода, родившиеся в асфиксии (удушении) из-за обвития пуповины вокруг шеи, преждевременной отслойки плаценты и др.

За здоровьем ребенка призван наблюдать педиатр. Но сложилось так, что детского врача больше беспокоит состояние внутренних органов и нередко повреждения нервной системы остаются без внимания, особенно если они не грубые. Это так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Чаще всего они проявляются особенностями нервно-психического развития. В младенчестве эти дети крикливы, плохо спят, путают день с ночью, их не удается "спустить с рук", требуют укачивания.

Непоседы. В 2,5 - 3 года они начинают проявлять характер, который доставляет много огорчений и родителям, и воспитателям. Это не просто непоседа, а проныра, неуловимая ртуть, разбиратель на мелкие части любых игрушек и домашней техники. Раздражительность, непослушание, прямая оппозиция взрослым и всему, что старшие пытаются вложить в их юные головы. В компании детей они стремятся доминировать, часто дерутся. После 3-лет особенности ребенка начинают выступать особенно ярко. Много хлопот доставляют дети неусидчивые. Их не удается на какое-то продолжительное время привлечь к занятиям. Они могут Они могут сосредоточиться всего на пять минут, потом теряют интерес, уходят и занимаются чем-то своим или начинают всем мешать.

Международная классификация болезней относит эти состояния к гиперкинетическим расстройствам поведения с дефицитом внимания. Этих детей часто оценивают как избыточно энергичных. Родители нередко пытаются загрузить своих чад дополнительными физическими нагрузками в надежде, что усталость сделает их более спокойными. Эффект, как правило, бывает обратным: к неусидчивости добавляется раздражительность, агрессия. Иногда родители не соглашаются с оценкой ребенка как неусидчивого, так как за увлекательным для него делом, например, конструированием или собиранием пазлов, он может сидеть часами. Но чаще уних не удается обнаружить устойчивых интересов.

Педагогические усилия воспитателя и семьи, даже если они единодушны в понимании проблем ребенка, к сожалению редко приводят к значительному положительному эффекту. Как правило, глубинной причиной является повреждение мозга на разных этапах развития, отсутствие систематического врачебного контроля. В основе поведения ребенка лежит повышенная возбудимость нервных систем в сочетании с недостаточностью тормозных процессов. Чаще всего состояние развивается при повышенном внутричерепном давлении.

Противоположность непоседам и агрессорам - застенчивые дети. Это ребятишки со слабым типом нервной системы. Проблемы беременности и родов усилили эти черты. Они застенчивы, держатся около воспитателя или няни, постоянно расстраиваются оттого, что плохо получается. Иногда отказываются заранее от деятельности, чтобы избежать отрицательной оценки. Они обидчивы, раздражительны, пугливы, иногда неуемные плаксы. Часто боятся темноты, не засыпают одни, ночью прибегают в постель к родителям. Попытки исправить дело порицаниями усиливают чувство одиночества, нередко приводят к неврозам, которые проявляются не только плохим настроением, но и нарушениями функций внутренних органов.

Особую категорию составляют замкнутые дети. Многие из них не испытывают потребности в детском обществе, в совместной игре. Они держатся одиноко, играют сами с собой. Аутизм - это особая форма детской патологии. Он может проявиться с рождения. Уже в младенческом возрасте у ребенка нет эмоциональных реакций, нет радости от общения с материю, они не фиксируют взгляд на ярких игрушках. Часто эти дети не гуляют, не пользуются звукоподражанием, у них нет лепетной речи. Нередко их относят к глухим или слепым. Они издают однообразные, часто пронзительные звуки или невнятно бормочат. Физически они обычно развиваются нормально и в карточках педиатров числятся здоровыми. Речь у них может отсутствовать совсем, а иногда они поражают близких внезапным "выстреливанием" длинных фраз со сложными словами и оборотами.

При атипичной форме аутизма дети начинают говорить как все, а нередко и очень рано. Иногда у них речь опережает ходьбу. Но к 3 годам они постепенно утрачивают речь, все реже ею пользуются в общении. Дети с аутизмом спонтанно произносят отдельные слова или обрывки фраз из рекламы или другого услышанного. Могут внезапно продекламировать в пространство длинное стихотворение. Степень нарушения речи у аутичных детей различна: от редкого обращения до полного исключения речи из общения. Из их жизни исчезают и другие средства коммуникации. Они перестают смотреть в глаза, выглядят отстраненными, отгороженными, к близким могут быть равнодушны или напротив буквально жить на их теле. Такое симбиотическое существование сохраняется у тех детей, которые испытывают страх перед внешним миром.

Игра или отсутствует, или весьма своеобразна. Они монотонно переливают, пересыпают, перекладывают. Часто привязываются к малозначительному предмету, например, не расстаются с палочкой, которую принесли с улицы, и однообразно постукивает этой палочкой по всему, что попадается на пути. Иногда это необычные предметы, нередко сантехнический хлам - вентили, краны, задвижки. Иногда они устраивают дома склад этих предметов и изображают сантехников. Нередко это игра нитками, ими опутывается весь дом. В тяжелых случаях дети перестают играть совсем, лишь потряхивают руками перед глазами и хаотично, часто вычурно, передвигаются по пространству.

В младшем дошкольном возрасте аутизм может проявляться тем, что дети не берут сами нужные им предметы, еду, а пытаются это делать руками взрослых: берут взрослого за руки и тянут их к желанной вещи. Мы подробно останавливаемся на аутизме, так как в последнее время это нарушение развития стало встречаться чаще. Для этих детей создаются специальные группы в детских садах, реабилитационных центрах. Для детей с аутизмом готовят специальных педагогов, которые занимаются не только с ребенком, но и обучают родителей.

Тики - это распространенная форма детской патологии Обычно они начинаются в возрасте 5 - 6 лет, но могут появиться и в 2 года. Чаще встречается мигательный тик, при котором ребенок непроизвольно зажмуривает глаза на доли секунды. Тик может быть одиночным или представлять серию однообразных движений. Тики обычно развиваются сверху вниз. Вслед за миганием может появиться подергивание носом, открывание рта, высовывание языка, повороты головы, встряхивание головой вытягивание шеи. Тики могут "сползать" на плечи, руки, мышцы груди и живота, охватывать все тело. Непроизвольные движения нередко выглядят нарочитыми, и детей подозревают в умышленном гримасничании, кривлянии, подергивании.

Кроме двигательных тиков бывают и голосовые. Вместе с подергиванием носом появляется шмыганье, хрюканье и другие нечленораздельные звуки. Когда включаются мышцы гортани, появляется откашливание. Часто этот тик путают с заболеванием верхних дыхательных путей и долго и безуспешно лечат от трахеита или бронхита. При тикозном сокращении мышц диафрагмы у детей вырываются икающие звуки.

На первом этапе заболевания детям удается сдерживать тики, и это дает повод родителям ругать детей и требовать "немедленно прекратить безобразное поведение".

Течение этого заболевания разнообразно. Тики могут затухать или исчезать на время, иногда не проявляются месяцы и даже годы. Могут обостряться сезонно, особенно в сентябре. Иногда текут непрерывно. Картина тиков может меняться, одни расстройства сменяют другие или появляются вместе. Самое тяжелое тикозное расстройство проявляется обилием двигательных и голосовых тиков. Ребенок постоянно дергается, произносит звуки, бессвязные слова или ругательства. Это расстройство называется болезнью Жиля де ла Туретта.

Личность ребенка, страдающего тиками своеобразна. Чаще это быстрые неусидчивые дети с неустойчивым вниманием. Они могут быть сообразительными и не очень. Если тики развиваются у медлительного ребенка, то в картине болезни могут появиться повторяющиеся (стереотипные) бессмысленные действия: навязчивые дотрагивания, "взял - положил, взял - положил", "включил - выключил, включил - выключил". Иногда дети не справляются с повторяющимися действиями и зовут взрослых: "Помогите, я не могу остановиться!" Длительное время это состояние считалось неврозом навязчивости. Сейчас известно, что внешние факторы лишь помогают проявиться внутренней предрасположенности. Ведь встречаются и "семейные", т.е. наследственные заболевания тиками. Причина лежит в несовершенстве биологических процессов в отделах мозга, ведающих произвольными действиями, что и приводит к неконтролируемым движениям и звукам. Течение этого заболевания тоже разнообразно. У некоторых оно проходит, "перерастается", у кого-то возобновляется и усиливается через несколько лет спокойной жизни, у кого-то это останется надолго. Четких критериев прогноза нет, поэтому каждый случай тиков нуждается в лечении и длительном наблюдении.

Энурез - этим термином обозначают потерю мочи во время сна. Контроль за удержанием мочи обычно формируется к 3 годам. Мозг имеет целую систему слежения за выделительными функциями. Ее несостоятельность может проявляться не только в 3 года, но и вплоть до взрослой жизни. Энурез - сегда мозговая проблема. Выделение мочи почками и выброс ее мочевым пузырем происходят по команде мозга. Это напоминает приступ, поэтому энурез относят к заболеваниям, близким к эпилепсии. Нередки семейные случаи. Лечить энурез должен невропатолог или психиатр. Ухудшает течение заболевания побудки, а также возбуждающие вещества, в частности кофеин, который в больших количествах содержится в чае, кофе, какао, шоколаде и напитках "Кола".

Бывают и неврозы мочевого пузыря. При этом ребенок испытывает позыв, но не может регулировать мочеиспускание, теряет мочу мелкими порциями, а иногда и полностью опорожняет мочевой пузырь, не добежав до туалета. Такие дети болезненно реагируют на свой недостаток.

Есть и более серьезные нарушения выделительных функций. Ребенок теряет мочу и кал, но не испытывает дискомфорта, продолжает играть. Мокрый и грязный он продолжает играть, пока это не заметят другие. Такие расстройства встречаются у детей 3-х лет и старше как один из признаков аутизма или как отдельное расстройство, например, тяжелый невроз из-за развода родителей. Энурез и энкопрез всегда требует глубокой диагностики и комплексного упорного лечения.

Эпилепсия. К этому заболеванию сложилось предвзятое отношение. Эпилепсию ошибочно считают наследственным заболеванием. К больным относятся настороженно, нередко оценивают черты его характера как проявление болезни.

Причиной судорог могут быть последствия родовых травм, вирусные инфекции с высокой температурой, повышенная эмоциональность ребенка. В дошкольном возрасте различные варианты приступов встречаются у 10 % детей. Проявления эпилепсии разнообразны. Наиболее тяжелые - то генерализованные судороги с потерей сознания, прикусом языка и непроизвольным мочеиспусканием. Такие состояния у детей встречаются редко. Эпилепсия - то многоликое заболевание. Основное - то внезапные приступы, между которыми состояние не отличается или почти не отличается от нормы. Проявления эпилепсии зависят от возраста. У маленьких детей чаще всего встречаются вздрагивания (миоклонии) и сгибательные судороги, во время которых ребенок резко наклоняется вперед. Есть бессудорожная форма эпилепсии - абсансы. Это мгновенное замирание с остановкой взгляда. При некоторых формах абсанса происходит и остановка дыхания на 10 - 15 секунд. Могут быть и психомоторные припадки. Они возникают чаще во сне. Ребенок внезапно начинает плакать, кричать, лицо его перекошено от страха. Он не реагирует на близких, не слышит уговоров, куда-то стремится. В отличии от судорожных припадков и абсансов психомоторные приступы могут быть длительными, до 30 минут и более.

Разновидностью детской эпилепсии являются и сомато-вегетативные приступы. Это внезапные сильные боли в животе, которые проходят сами по себе через 10 - 15 минут, или беспричинные подъемы температуры на 1 - 2 часа.

Приступы у детей могут возникать без внешних причин или быть спровоцированными. К последним относятся судороги при температуре. Обычно они встречаются у детей до 5 лет. У малышей до 3-х лет нередко встречаются "закатывания". Они возникают в ответ на болевое раздражение или испуг после плача или крика у ребенка останавливается дыхание на 10 - 15 секунд, он бледнеет, появляется синева вокруг рта, тельце обмякает. Иногда приступ переходит в сон.

Эти состояния не относят к эпилепсии. Их называют аффективно-провоцируемые приступы. Они отражают запредельную эмоциональную возбудимость ребенка и проходят к 5-ти годам.

О каждом случае потери сознания или необычном состоянии ребенка надо подробно рассказывать родителям и посоветовать обратиться к врачу. Не стоит на основании однократного приступа сразу же отлучать ребенка от детского сада. Приступы - явление кратковременное, а возможность травм не больше, чем при обычных детских играх.

Если Вы присутствуете при приступе:

  • оставайтесь с ребенком, не бегите звать на помощь;
  • расстегните одежду, освободите шею, чтобы ребенок мог свободно дышать;
  • не поднимайте ребенка;
  • не пытайтесь удерживать судороги;
  • подложите под голову ребенка что-нибудь мягкое, но не поднимайте голову высоко;
  • ничего не вкладывайте между зубами;
  • подождите, пока припадок пройдет сам по себе. Обычно сознание к ребенку возвращается быстро. Дайте ребенку возможность отдохнуть, приласкайте его;
  • при абсансе Вашего вмешательства не требуется.

Внимание! Если судороги продолжаются и при этом лицо ребенка синеет, если спустя 15 минут он не пришел в сознание или нанес себе травму, то вызовите врача.

Эпилепсия излечима, но лекарства надо принимать длительно и регулярно. Вне припадков - то здоровый человек, обращайтесь с ним как с совершенно нормальным. Ограничения могут распространяться только на занятия на гимнастических снарядах на высоте или плавание.

Общайтесь с родителями, помогайте им в лечении. Если лекарства надо принимать в детском саду - не отказывайте в этом. Если другие дети наблюдали припадок, объясните им, что эта болезнь излечима, что с этим ребенком нужно дружить, как со всеми.

В небольшой брошюре невозможно перечислить все многообразие отклонений в нервно-психическом здоровье детей.

Основное: ребенок никогда не должен чувствовать себя отверженным из-за того, что он не такой как другие. Он не должен задавать горький вопрос; "Зачем меня таким родили?". Большинству детей можно помочь. Каждый из нас в отдельности, будь то родители, воспитатель, учитель или врач, сделают в десять раз меньше, чем если мы объединим усилия. Ведь человек неделим, а специалисты разных профилей должны научиться понимать друг друга, и тогда успех каждого в решении проблем окажется весомее. Даже если ребенок поврежден тяжело, его участь облегчит общая любовь. Научите других детей не отворачиваться от него.

Тэги: дети, поведение, судороги, энурез Просмотров 3918 Последнее обновление 03.01.2015 г.


Взаимосвязанные элементы