Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Объективизация оценки межполушарной асимметрии

Автор: Долецкий А.Н.
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)
cкоростные и регуляторные характеристики интеллектуальной деятельности закономерно связаны с типом латеральной организации мозга (Хомская Е.Д. с соавт., 1995). Особенности строения и функционирования мозга в ряде случаев объясняют плохое усвоение письменной или устной информации, расстройство спеллингования и другие нарушения, в совокупности формирующие то, что называется специфическими расстройствами учебных навыков. При этих расстройствах наиболее часто встречаются сочетания разнонаправленной латерализации сенсорных и моторных процессов. Как показывает практика, именно дети с сенсомоторной диссоциацией (разные полушария мозга доминируют в восприятии информации и формировании двигательного ответа) наиболее часто относятся педагогами к категории "трудных", "не воспринимающих сказанного или написанного".

С целью верификации сенсомоторной диссоциации достаточно широко применяются опросники и пробы для оценки мануальной, слухоречевой, зрительной асимметрии (напр. Хомская, Ефимова, 1991; Спрингер, Дейч, 1983). При всех своих преимуществах (простота, доступность, быстрая скорость проведения исследования) данные способы обладают одним существенным недостатком - они оценивают работу мозга по косвенным критериям. Следовательно:
1) остается вероятность (хоть и небольшая) неправильной оценки истинной асимметрии при переучивании детей, поскольку созревающий мозг за счёт пластичности своего функционирования и напряжения адаптивных процессов способен в значительной мере скрадывать врождённую латеральность;
2) сохраняется вопрос о механизмах латеральности мозга.

Данное исследование проводилось с целью определения возможности оценки межполушарной асимметрии по скорости обработки информации. Для объективной количественной оценки биоэлектрической деятельности мозга проводилось исследование зрительных вызванных потенциалов. Анализировались значения латентности и амплитуды средне- и длиннолатентных ответов (волны p2, n2, p3, n3, имеющие церебральное происхождение) на подаваемую монолатерально вспышку света. Испытуемые делились на подгруппы по доминирующему глазу. В результате было установлено, что латентность зрительных вызванных потенциалов (ЗВП) была меньше при стимуляции ведущего глаза испытуемого. Так, компонент p2 ЗВП на стимуляцию правого глаза составил 135±20 и 165±25 мсек. для лиц с ведущим правым и левым глазом соответственно. При стимуляции левого глаза ответ соответственно равнялся 141±21 и 150±30 мсек. Различий в амплитуде ЗВП не наблюдалось.

Таким образом, наиболее приемлемым методом оценки латеральности сенсорных функций в пределах исследуемых параметров представляется компонент p2 ЗВП. Это позволяет рекомендовать применение ЗВП для дополнения и объективизации имеющихся методов. Различия латентности ответов на световые импульсы даёт основание предположить ведущую роль центрального облегчения проведения возбуждения в механизме лучшего восприятия информации доминирующим полушарием.
Тэги: асимметрия, вызванные потенциалы Просмотров 5529 Последнее обновление 03.01.2015 г.