Центр Нейро

охрана нервно-психического здоровья детей и взрослых

   

Содержание

Главная
О Центре
Новости
Статьи
Услуги
Специалисты
Ссылки

Случайная статья

Ваше мнение

Нейрофизиологические методы диагностики расстройств психологического развития

Автор: Долецкий А.Н.
]]>Печать]]> E-mail
(0 Голосов)

img_6129-encephalan_small.jpgОдной из причин большого числа случаев когнитивных и аффективных расстройств является наше общее неадекватное представление как об их физиологических причинах, так и об их происхождении. Такое непонимание, в свою очередь, в не меньшей мере является следствием мизерного количества объективных методов исследования нормы и аномалии познавательной функции. В этом контексте, тестирование с помощью вызванных потенциалов рассматривается в качестве одного из немногих доступных методов исследования физиологических коррелятов аномалии познавательной функции у пациентов с познавательными и психическими расстройствами.


Я хочу рассказать вам о неиспользуемых в настоящее время возможностях диагностики у детей с проблемами внимания, поведения, памяти.
Подобные проблемы возникают при аутизме, гиперактивности с дефицитом внимания и других состояниях, при которых мозг начинает работать неправильно. Однако если варианты со значительным нарушением поведения и социальных функций («студенческий тип») удаётся выявить довольно рано, то дети со стёртыми формами отклонений часто проходят под грифом «трудный», «неусидчивый», «необучаемый» ребенок, не получая при этом нужной помощи. Что особенно грустно – многие специалисты по работе с детьми – будь то психологи, педагоги или врачи – видят, что проблемы есть, что ребенок не такой как все. Однако рутинные методы обследования у таких детей часто не находят никаких отклонений, и упускается время, в течение которого мозг формируется и его работу можно скорректировать.

В качестве индикатора функционального состояния ЦНС возможно применение вызванных потенциалов – методики, начало которой было положено ещё в 40-х годах XX века одним из пионеров электроэнцефалографии Греем Уолтером.

Методика слуховых вызванных потенциалов позволит «увидеть» первичную, непроизвольную реакцию мозга на звуковой раздражитель. И нередко оказывается, что такая реакция есть. Мозг способен воспринимать слуховую информацию, но по какой-то причине не реализует ответ на неё. Трудно описать реакцию на такую новость родителей, считавших своего ребёнка глухим от рождения.

Другой метод тоже регистрирует вызванные потенциалы, только познавательные. В особой модификации, разработанной для детей, лиц с нарушенными умственными способностями и находящихся в спутанном состоянии сознания, он покажет наличие и выраженность непроизвольного внимания, то есть потенциальную возможность мозга к «взаимодействию» с внешним миром. Когда такая возможность есть (по результатам анализа вызванных потенциалов), а общения с миром не происходит – нужно искать причины проблемы. Увеличение латентности и снижение амплитуды когнитивного потенциала (Р300) рассматривают как чувствительный индикатор когнитивных нарушений и связывают его с затруднением процессов дифференцировки и опознания сигналов, нарушением механизмов оперативной памяти и направленного внимания, повышенной отвлекаемостью обследуемого. Генерация данного потенциала осуществляется сложным пространственно-временным взаимодействием таламических и гиппокамповых структур с участием лобных и теменных областей коры головного мозга.

Ещё один случай, когда полезна информация о реакции мозга, вызываемой регулярными раздражителями – оценка уровня поражения сенсорных систем. И снижение слуха, и проблемы со зрением, могут быть вызваны повреждением на различных уровнях системы – на уровне восприятия (сенсоры), передачи (нервные пути) и анализа информации (различные отделы мозга). В настоящее время вызванные потенциалы у детей с ограниченными возможностями используются редко, хотя такая информация может очень помочь своевременно разобраться в проблеме.  

Тэги: ВП, вызванные потенциалы Просмотров 5878 Последнее обновление 29.05.2016 г.


Взаимосвязанные элементы